Три (звездных) старца. Три звездных старца Три старца

ТРИ СТАРЦА.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники: ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Матф. VI, 7, 8).

Плыл на корабле архиерей из Архангельска-города в Соловецкие. На том же корабле плыли богомольцы к угодникам. Ветер был попутный, погода ясная, не качало. Богомольцы — которые лежали, которые закусывали, которые сидели кучками — беседовали друг с дружкой. Вышел и архиерей на палубу, стал ходить взад и вперед по мосту. Подошел архиерей к носу, видит, собралась кучка народа. Мужичок показывает что-то рукой в море и говорит, а народ слушает. Остановился архиерей, посмотрел, куда показывал мужичок: ничего не видно, только море на солнце блестит. Подошел поближе архиерей, стал прислушиваться. Увидал архиерея мужичок, снял шапку и замолчал. Увидал и народ архиерея, тоже сняли шапки, почтенье сделали.

— Не стесняйтесь, братцы, — сказал архиерей. — Я тоже послушать подошел, чтò ты, добрый человек, рассказываешь.

— Да вот про старцев нам рыбачок рассказывал, — сказал один купец посмелее.

— Что про старцев? — спросил архиерей, подошел к борту и присел на ящик. — Расскажи и мне, я послушаю. Чтò ты показывал?

— Да вот островок маячит, — сказал мужичок и показал вперед в правую сторону. — На этом самом островке и старцы живут, спасаются.

— Где же островок? — спросил архиерей.

— Вот по руке-то моей извольте смотреть. Вон облачко, так полевее его вниз, как полоска, виднеется.

Смотрел, смотрел архиерей, рябит вода на солнце, и не видать ему ничего без привычки.

— Не вижу, — говорит. — Так какие же тут старцы на острове живут?

— Божьи люди, — ответил крестьянин. — Давно уж я слыхал про них, да не доводилось видеть, а вот запрошлым летом сам видел.

И стал опять рассказывать рыбак, как ездил он за рыбой и как прибило его к острову к этому, и сам не знал, где он. Поутру пошел ходить и набрел на земляночку, и увидал у земляночки одного старца, а потом вышли и еще два; покормили и обсушили его и помогли лодку починить.

— Какие же они из себя? — спросил архиерей.

— Один махонький, сгорбленный, совсем древний, в ряске старенькой, должно, годов больше ста, седина в бороде уж зеленеть стала, а сам всё улыбается и светлый, как ангел небесный. Другой ростом повыше, тоже стар, в кафтане рваном, борода широкая, седая с желтизной, а человек сильный: лодку мою перевернул как ушат, не успел я и подсобить ему, — тоже радостный. А третий высокий, борода длинная до колен и белая как лунь, а сам сумрачный, брови на глаза висят, и нагой весь, только рогожкой опоясан.

— Что ж они говорили с тобой? — спросил архиерей.

— Всё больше молча делали, и друг с дружкой мало говорят. А взглянет один, а другой уж понимает. Стал я высокого спрашивать, давно ли они живут тут. Нахмурился он, что-то заговорил, рассердился точно, да древний маленький сейчас его за руку взял, улыбнулся, — и затих большой. Только сказал древний «помилуй нас», и улыбнулся.

Пока говорил крестьянин, корабль еще ближе подошел к островам.

— Вот теперь вовсе видно стало, — сказал купец. — Вот извольте посмотреть, ваше преосвященство, — сказал он, показывая.

Архиерей стал смотреть. И точно увидал черную полоску — островок. Посмотрел, посмотрел архиерей и пошел прочь от носу к корме, подошел к кормчему.

— Какой это островок, — говорит, — тут виднеется?

— А так, безыменный. Их много тут.

— Что, правда, — говорят, — тут старцы спасаются?

— Говорят, ваше преосвященство, да не знаю, правда ли. Рыбаки, — говорят, — видали. Да тоже, бывает, и зря болтают.

— Я желаю пристать к острову — повидать старцев, сказал архиерей. — Как это сделать?

— Кораблем подойти нельзя, — сказал кормчий. На лодке можно, да надо старшого спросить.

Вызвали старшого.

— Хотелось бы мне посмотреть этих старцев, — сказал архиерей. — Нельзя ли свезти меня?

Стал старшой отговаривать. — Можно-то можно, да много времени проведем и, осмелюсь доложить вашему преосвященству, не стоит смотреть на них. Слыхал я от людей, что совсем глупые старики эти живут, ничего не понимают и ничего и говорить не могут, как рыбы какие морские.

— Я желаю, — сказал архиерей. — Я заплачу за труды, свезите меня.

Нечего делать, распорядились корабельщики, переладили паруса. Повернул кормчий корабль, поплыли к острову. Вынесли архиерею стул на нос. Сел он и смотрит. И народ весь собрался к носу, все на островок глядят. И у кого глаза повострее, уж видят камни на острове и землянку показывают. А один уж и трех старцев разглядел. Вынес старшой трубу, посмотрел в нее, подал архиерею. «Точно, — говорит, — вот на берегу, поправей камня большого, три человека стоят».

Посмотрел архиерей в трубу, навел, куда надо; точно, стоят трое: один высокий, другой пониже, а третий вовсе маленький; стоят на берегу, за руки держатся.

— Подошел старшой к архиерею. — Здесь, ваше преосвященство, остановить[ся] кораблю надо. Если уж угодно, так отсюда на лодке вы извольте съездить, а мы тут на якорях постоим.

Сейчас распустили тросо, кинули якорь, спустили парус — дернуло, зашаталось судно. Спустили лодку, соскочили гребцы, и стал спускаться архиерей по лесенке. Спустился архиерей, сел на лавочку в лодке, ударили гребцы в весла, поплыли к острову. Подплыли как камень кинуть; видят — стоят три старца: высокий — нагой, рогожкой опоясан, пониже — в кафтане рваном и древненький сгорбленный — в ряске старенькой; стоят все трое, за руки держатся.

Причалили гребцы к берегу, зацепились багром. Вышел архиерей.

Поклонились ему старцы, благословил он их, поклонились они ему еще ниже. И начал им говорить архиерей:

— Слышал я, — говорит, — что вы здесь, старцы Божии, спасаетесь, за людей Христу-Богу молитесь, а я здесь, по милости Божьей, недостойный раб Христов, Его паству пасти призван; так хотел и вас, рабов Божиих, повидать и вам, если могу, поучение подать.

Молчат старцы, улыбаются, друг на дружку поглядывают.

— Скажите мне, как вы спасаетесь и как Богу служите, — сказал архиерей.

Воздохнул средний старец и посмотрел на старшего, на древнего; нахмурился высокий старец и посмотрел на старшего, на древнего. И улыбнулся старший, древний старец и сказал: Не умеем мы, раб Божий, служить Богу, только себе служим, себя кормим.

— Как же вы Богу молитесь? — спросил архиерей.

И древний старец сказал: Молимся мы так: трое Вас, трое нас, помилуй нас.

И как только сказал это древний старец, подняли все три старца глаза к небу и все трое сказали: «Трое Вас, трое нас, помилуй нас!»

Усмехнулся архиерей и сказал:

Это вы про Святую Троицу слышали, да не так вы молитесь. Полюбил я вас, старцы Божии, вижу, что хотите вы угодить Богу, да не знаете, как служить Ему. Не так надо молиться, а слушайте меня, я научу. Не от себя буду учить вас, а из Божьего писания научу тому, как Бог повелел всем людям молиться ему.

И начал архиерей толковать старцам, как Бог открыл Себя людям: растолковал им про Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого и сказал:

— Бог Сын сошел на землю людей спасти и так научил всех молиться. Слушайте и повторяйте за мной.

И стал архиерей говорить: «Отче наш». И повторил один старец: «Отче наш», повторил и другой: «Отче наш», повторил и третий: «Отче наш». — «Иже еси на небесех». Повторили и старцы: «Иже еси на небесех». Да запутался в словах средний старец, не так сказал; не выговорил и высокий, нагой старец: ему усы рот заросли — не мог чисто выговорить; невнятно прошамкал и древний беззубый старец.

Повторил еще раз архиерей, повторили еще раз старцы. И присел на камушек архиерей, и стали около него старцы, и смотрели ему в рот, и твердили за ним, пока он говорил им. И весь день до вечера протрудился с ними архиерей; и десять, и двадцать, и сто раз повторял одно слово, и старцы твердили за ним. И путались они, и поправлял он их, и заставлял повторять сначала.

И не оставил архиерей старцев, пока не научил их всей молитве Господней. Прочли они ее за ним и прочли сами. Прежде всех понял средний старец и сам повторил ее всю. И велел ему архиерей еще и еще раз сказать ее, и еще повторить, и другие прочли всю молитву.

Уж смеркаться стало, и месяц из моря всходить стал, когда поднялся архиерей ехать на корабль. Простился архиерей с старцами, поклонились они ему все в ноги. Поднял он их и облобызал каждого, велел им молиться, как он научил их, и сел в лодку и поплыл к кораблю.

И плыл к кораблю архиерей, и всё слышал, как старцы в три голоса громко твердили молитву Господню. Стали подплывать к кораблю, не слышно уж стало голоса старцев, но только видно было при месяце: стоят на берегу, на том же месте, три старца — один поменьше всех посередине, а высокий с правой, а средний с левой стороны. Подъехал архиерей к кораблю, взошел на палубу, вынули якорь, подняли паруса, надуло их ветром, сдвинуло корабль, и поплыли дальше. Прошел архиерей на корму и сел там, и всё смотрел на островок. Сначала видны были старцы, потом скрылись из вида, виднелся только островок, потом и островок скрылся, одно море играло на месячном свете.

Улеглись богомольцы спать, и затихло всё на палубе. Но не хотелось спать архиерею, сидел он один на корме, глядел на море туда, где скрылся островок, и думал о добрых старцах. Думал о том, как радовались они тому, что научились молитве, и благодарил Бога за то, что привел Он его помочь Божьим старцам, научить их слову Божию.

Сидит так архиерей, думает, глядит в море, в ту сторону, где островок скрылся. И рябит у него в глазах — то тут, то там свет по волнам заиграет. Вдруг видит, блестит и белеется что-то в столбе месячном: птица ли, чайка или парусок на лодке белеется. Пригляделся архиерей. «Лодка, — думает, — на парусе за нами бежит. Да скоро уж очень нас догоняет. То далеко, далеко было, а вот уж и вовсе виднеется близко. И лодка не лодка, на парус непохоже. А бежит что-то за нами и нас догоняет». И не может разобрать архиерей, что такое: лодка не лодка, птица не птица, рыба не рыба. На человека похоже, да велико очень, да нельзя человеку середь моря быть. Поднялся архиерей, подошел к кормчему:

— Погляди, — говорит, — что это?

— Что это, братец? Что это? — спрашивает архиерей, а уж сам видит — бегут по морю старцы, белеют и блестят их седые бороды, и, как к стоячему, к кораблю приближаются.

Оглянулся кормчий, ужаснулся, бросил руль и закричал громким голосом:

— Господи! Старцы за нами по морю, как по суху, бегут! — Услыхал народ, поднялся, бросились все к корме. Все видят: бегут старцы, рука с рукой держатся — крайние руками машут, остановиться велят. Все три по воде, как по суху, бегут и ног не передвигают.

Не успели судна остановить, как поравнялись старцы с кораблем, подошли под самый борт, подняли головы и заговорили в один голос:

— Забыли, раб Божий, забыли твое ученье! Пока твердили — помнили, перестали на час твердить, одно слово выскочило — забыли, всё рассыпалось. Ничего не помним, научи опять.

Перекрестился архиерей, перегнулся к старцам и сказал:

— Доходна до Бога и ваша молитва, старцы Божии. Не мне вас учить. Молитесь за нас грешных!

И поклонился архиерей в ноги старцам. И остановились старцы, повернулись и пошли назад по морю. И до утра видно было сиянье с той стороны, куда ушли старцы.

Примечания

ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ.

Сюжет сказания о трех старцах принадлежит к числу бродячих. Оно известно в различных видоизменениях: вариируется число старцев, их молитвы, место действия и проч. Повесть эта известна и в устных пересказах, каков, например, рассказ сказочника Ерофея, записанный (М. И. Семевским) и в письменных памятниках. В последнем случае сказание связывается с западной переводной повестью о явлениях Августину, еп. иппонийскому (354—430 гг.), которая в России была известна с XVI в. князю А. М. Курбскому, слышавшему ее от Максима Грека, но не знавшему, была ли она прежде него переведена на русский язык. В повести Августина вместо трех старцев Толстого изображен один старец, которого Августин увидел, возвращаясь с Карфагенского собора, на одном острове Средиземного моря «пустом и ненаселеном человеки», куда занесло его корабль. Пустынник был «наг» и «многолетен»; он был рожден в «Африкийской земле», «от языка же италийска». Из его ответов на вопросы Августина оказалось, что он знает молитвы «отнюд неискустно и несогласно», «горняя долу поставляя», т. е. перепутывая порядок слов. Августин удивлялся его преданности богу и в то же время его «неискуству», и стал учить его молитвам. Он покрыл его наготу своей одеждой и поплыл дальше, когда ветер стал попутным. На второй день «корабленицы» сверху увидели на море человека, который гнался за кораблем, как «птица скоропарящая или стрела, стреленная от лука», при приближении просящего подождать его: «ждите, рече, господа ради, ждите мене грешного». Епископ, вышедший наверх, увидел старца, плывущего по морю, половину одежды разослав по воде и половину держа вместо паруса. И достигнув корабля, старец взошел на верх с мольбой к распростертому перед ним Августину: «Восстани, о епископе, молю ти ся, забых молитвы оны, тобою изученные, и молю ти ся ныне, паки изучи ми их, яко же лепо». И вытвердив снова молитвы, он сошел с корабля, сел опять на свою одежду и вернулся в пустыню так же точно, проплыв по морю «со скорейшим стремлением по первому обычаю».

Мы видим, как близка основа рассказа Толстого к сказанию Августина, но конечно, не им воспользовался Толстой; несомненно он познакомился с этой легендой по передаче устной, народной, русской. По словам П. И. Бирюкова Толстой слышал сказание от олонецкого сказителя В. П. Щеголёнка (см. о нем выше в комментарии к рассказу «Чем люди живы»); нужно впрочем отметить, что в тетради с записями Толстого сказаний и легенд, слышанных им от Щеголёнка, этого сказания не сохранилось. Нельзя не подчеркнуть, что в своем рассказе о трех старцах Толстой, чтобы придать жизненность повествованию, отодвинул от него чудесность, которая является необходимой во всех сказаниях о трех старцах, и представил догоню их по воде видением епископа.

Работа Толстого над рассказом «Три старца» (три рукописи и корректура) может быть подразделена на две редакции и стилистическую переработку текста, которая была названа переписчиком третьей редакцией. Главное различие двух редакций в изображении видения или сна архиерея: Первый рассказ о сне ближе передает старое сказание, так как здесь нечто таинственное видят все присутствующие (наприм. «корабленицы» в сказании Августина). Толстой в первом очерке рассказа изобразил, что народ первый заметил бегущих по воде старцев и архиерей, услышав общий говор, подошел к собравшимся (сон его виден только из слов: «затихло всё и задумался архиерей... поднял голову»). Во второй редакции Толстой отступил от обычного сказания: видит архиерей первый (изображается его сон: «рябит у него в глазах, то тут, то там свет по волнам заиграет. Вдруг видит»...): он поднимается, показывает кормчему прося разглядеть, что видно на море; кормчий в ужасе кричит, поднялся народ.... Отметим любопытную мелочь: в первой редакции старцы идут по воде, не держась друг зa друга; во второй — держатся рука с рукой, как при первой встрече на острове; архиерею вспоминается во сне ярче всего то первое впечатление, которое у него было от вида старцев в действительности.

Писание рассказа «Три старца», вероятно, относится к июню 1885 г. В одном письме к В. Г. Черткову (Ч) 18 июня 1885 г. Толстой говорит о написании нового рассказа для «Посредника»: «я написал еще рассказ для вас, и, кажется, лучше прежних». Составительница объяснительных примечаний к этим письмам, А. К. Черткова высказывает мысль, что этот рассказ именно «Три старца» — «легенда очень любимая» Толстым. Л. Я. Гуревич предполагает, что Толстой говорил здесь о другом рассказе — о «Свечке».

«Три старца» напечатаны в первый раз в «Ниве» 1886, 13, столб. 330—334 (цензурное дозволение 26 марта 1886 г.). К заглавию рассказа «Три старца» в «Собрании сочинений Л. Н. Толстого» (изд. 10 и след.) прибавлен подзаголовок «Из народных сказок на Волге», которого нет во всех рукописях рассказа и в первых в 1886 г. изданиях «Собрания сочинений». Нет в рукописях и того подзаголовка, который помещен в первом издании рассказа в журнале «Нива»: «Три старца, народное сказание». Из этого можно видеть, что эти прибавленные подзаголовки, не только распространенный, но и короткий, принадлежат не Толстому. Что не волжское предание послужило основой рассказа, а скорее северное, видно из названий местных, северных. Интересно, что рассказ Толстого послужил со своей стороны основой новой сказки о Трех старцах, которые знают только одну молитву, «Трое вас, трое нас, помилуй нас», и которые заучивают при помощи архиерея «Отчую» и потом, забыв эту молитву, вслед за кораблем «чешут по воде». Этот рассказ записан в Енисейской губернии в 1900-м году А. А. Макаренком. Из сказанного видно насколько велика степень живучести этого сюжета.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ.

Рассказ сохранен в трех рукописях и корректурном оттиске. Рукописи принадлежат Архиву В. Г. Черткова, переданному в ГТМ, и хранятся в папке 8 под №№ 27, 28 и 29. Корректура — в БЛ под шифр. V, 9, 5 лл.

1) № 27. Автограф, F° и 4°, 4 листа. Писано, видимо, зa один присест, с небольшими помарками. На об. листа 1-го — отрывок из «Смерти Ивана Ильича» (не первой редакции, чужою рукою). Заглавие: «Три старца» и ссылка на Евангелие от Матфея. VI. 7—8. Начало: «Плылъ на корабле Архiерей изъ Архангельска города въ Соловецкiе»... На обложке рукой A. Л. Толстой: «Три старца (черновой)».

2) Рукопись № 28. Копия рукой В. Г. Черткова, с многочисленными поправками и дополнениями Толстого. 4°, 14 лл. На обложке синим карандашом: «Вторая редакция». Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7—8): «Плылъ на корабле архiерей изъ Архангельска города въ Соловки»... Изменения и исправления значительны: Напр. в 1-й редакции, старцев, бегущих по морю, сначала увидел не архиерей, а другие путники, которые стали смотреть и рассуждать; архиерей подходит, спрашивает и потом вглядывается и видит старцев. Во второй редакции старцев видит сначала архиерей, остальные спят. Архиерей подходит к кормчему и просит посмотреть, чтὸ виднеется; тот видит старцев, ужасается и кричит; народ вскакивает, и все видят старцев, подошедших к кораблю.

3) Рукопись № 29. Копия рукою В. Г. Черткова с предыдущей. 4°, 13 листов линованной тетрадной бумаги, с поправками и дополнениями рукою Толстого и другою рукой. Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7—8): «Плылъ на корабле Архiерей изъ Архангельска города въ Соловки»... Листы с признаками пребывания в типографии. Видимо, с этой рукописи набирали для изд. 1886 г. Поправки рукой не Толстого внесены из корректуры. На обложке синим карандашом: «Третья редакция».

4) Корректура для изд. 1886 г. (Соч. гр. Л. Н. Толстого, ч. 12. М. 1886), с поправками и дополнениями самого Толстого и С. А. Толстой и подписью С. А. Толстой к печати.

В основу издания положен текст «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Часть 12. Произведения последних годов. М. 1886», стр. 154—162.

Сноски

254. «Отечественные записки» 1864, т. 152.

255. Г. 3. Кунцевич, «Три старца» Л. Н. Толстого и «Сказание о явлениях Августину» (Историко-литературный сборник, посвящ. Вс. И. Срезневскому), Л. 1924, стр. 201—296.

256. Бирюков, П. И. Л. Н. Толстой. Биография. Изд. 3, т. 2, стр. 122.

257. В. И. Срезневский «Язык и легенда в записях Л. Н. Толстого» (Ф. С. Ольденбург, к пятидесятилетию научно-общественной деятельности 1882—1932, Сборник статей, стр 476).

258. Толстовский ежегодник 1913 года. П. 1914. II. 25, 2 пр. т. 85, стр. 229.

259. См. «Русские сказки и песни в Сибири и др. материалы». Красноярск, 1902, под редакцией Потанина.

Сюжет сказания о трех старцах принадлежит к числу бродячих. Оно известно в различных видоизменениях: вариируется число старцев, их молитвы, место действия и проч. Повесть эта известна и в устных пересказах, каков, например, рассказ сказочника Ерофея, записанный (М. И. Семевским) и в письменных памятниках. В последнем случае сказание связывается с западной переводной повестью о явлениях Августину, еп. иппонийскому (354-430 гг.), которая в России была известна с XVI в. князю А. М. Курбскому, слышавшему ее от Максима Грека, но не знавшему, была ли она прежде него переведена на русский язык. В повести Августина вместо трех старцев Толстого изображен один старец, которого Августин увидел, возвращаясь с Карфагенского собора, на одном острове Средиземного моря «пустом и ненаселеном человеки», куда занесло его корабль. Пустынник был «наг» и «многолетен»; он был рожден в «Африкийской земле», «от языка же италийска». Из его ответов на вопросы Августина оказалось, что он знает молитвы «отнюд неискустно и несогласно», «горняя долу поставляя», т. е. перепутывая порядок слов. Августин удивлялся его преданности богу и в то же время его «неискуству», и стал учить его молитвам. Он покрыл его наготу своей одеждой и поплыл дальше, когда ветер стал попутным. На второй день «корабленицы» сверху увидели на море человека, который гнался за кораблем, как «птица скоропарящая или стрела, стреленная от лука», при приближении просящего подождать его: «ждите, рече, господа ради, ждите мене грешного». Епископ, вышедший наверх, увидел старца, плывущего по морю, половину одежды разослав по воде и половину держа вместо паруса. И достигнув корабля, старец взошел на верх с мольбой к распростертому перед ним Августину: «Восстани, о епископе, молю ти ся, забых молитвы оны, тобою изученные, и молю ти ся ныне, паки изучи ми их, яко же лепо». И вытвердив снова молитвы, он сошел с корабля, сел опять на свою одежду и вернулся в пустыню так же точно, проплыв по морю «со скорейшим стремлением по первому обычаю».

Мы видим, как близка основа рассказа Толстого к сказанию Августина, но конечно, не им воспользовался Толстой; несомненно он познакомился с этой легендой по передаче устной, народной, русской. По словам П. И. Бирюкова Толстой слышал сказание от олонецкого сказителя В. П. Щеголёнка (см. о нем выше в комментарии к рассказу «Чем люди живы»); нужно впрочем отметить, что в тетради с записями Толстого сказаний и легенд, слышанных им от Щеголёнка, этого сказания не сохранилось. Нельзя не подчеркнуть, что в своем рассказе о трех старцах Толстой, чтобы придать жизненность повествованию, отодвинул от него чудесность, которая является необходимой во всех сказаниях о трех старцах, и представил догоню их по воде видением епископа.

Работа Толстого над рассказом «Три старца» (три рукописи и корректура) может быть подразделена на две редакции и стилистическую переработку текста, которая была названа переписчиком третьей редакцией. Главное различие двух редакций в изображении видения или сна архиерея: Первый рассказ о сне ближе передает старое сказание, так как здесь нечто таинственное видят все присутствующие (наприм. «корабленицы» в сказании Августина). Толстой в первом очерке рассказа изобразил, что народ первый заметил бегущих по воде старцев и архиерей, услышав общий говор, подошел к собравшимся (сон его виден только из слов: «затихло всё и задумался архиерей… поднял голову»). Во второй редакции Толстой отступил от обычного сказания: видит архиерей первый (изображается его сон: «рябит у него в глазах, то тут, то там свет по волнам заиграет. Вдруг видит»…): он поднимается, показывает кормчему прося разглядеть, что видно на море; кормчий в ужасе кричит, поднялся народ…. Отметим любопытную мелочь: в первой редакции старцы идут по воде, не держась друг зa друга; во второй - держатся рука с рукой, как при первой встрече на острове; архиерею вспоминается во сне ярче всего то первое впечатление, которое у него было от вида старцев в действительности.

Писание рассказа «Три старца», вероятно, относится к июню 1885 г. В одном письме к В. Г. Черткову (Ч) 18 июня 1885 г. Толстой говорит о написании нового рассказа для «Посредника»: «я написал еще рассказ для вас, и, кажется, лучше прежних». Составительница объяснительных примечаний к этим письмам, А. К. Черткова высказывает мысль, что этот рассказ именно «Три старца» - «легенда очень любимая» Толстым. Л. Я. Гуревич предполагает, что Толстой говорил здесь о другом рассказе - о «Свечке».

«Три старца» напечатаны в первый раз в «Ниве» 1886, 13, столб. 330-334 (цензурное дозволение 26 марта 1886 г.). К заглавию рассказа «Три старца» в «Собрании сочинений Л. Н. Толстого» (изд. 10 и след.) прибавлен подзаголовок «Из народных сказок на Волге», которого нет во всех рукописях рассказа и в первых в 1886 г. изданиях «Собрания сочинений». Нет в рукописях и того подзаголовка, который помещен в первом издании рассказа в журнале «Нива»: «Три старца, народное сказание». Из этого можно видеть, что эти прибавленные подзаголовки, не только распространенный, но и короткий, принадлежат не Толстому. Что не волжское предание послужило основой рассказа, а скорее северное, видно из названий местных, северных. Интересно, что рассказ Толстого послужил со своей стороны основой новой сказки о Трех старцах, которые знают только одну молитву, «Трое вас, трое нас, помилуй нас», и которые заучивают при помощи архиерея «Отчую» и потом, забыв эту молитву, вслед за кораблем «чешут по воде». Этот рассказ записан в Енисейской губернии в 1900-м году А. А. Макаренком. Из сказанного видно насколько велика степень живучести этого сюжета.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ.

Рассказ сохранен в трех рукописях и корректурном оттиске. Рукописи принадлежат Архиву В. Г. Черткова, переданному в ГТМ, и хранятся в папке 8 под №№ 27, 28 и 29. Корректура - в БЛ под шифр. V, 9, 5 лл.

1) № 27. Автограф, F° и 4°, 4 листа. Писано, видимо, зa один присест, с небольшими помарками. На об. листа 1-го - отрывок из «Смерти Ивана Ильича» (не первой редакции, чужою рукою). Заглавие: «Три старца» и ссылка на Евангелие от Матфея. VI. 7-8. Начало: «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловецкіе»… На обложке рукой A. Л. Толстой: «Три старца (черновой)».

2) Рукопись № 28. Копия рукой В. Г. Черткова, с многочисленными поправками и дополнениями Толстого. 4°, 14 лл. На обложке синим карандашом: «Вторая редакция». Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Изменения и исправления значительны: Напр. в 1-й редакции, старцев, бегущих по морю, сначала увидел не архиерей, а другие путники, которые стали смотреть и рассуждать; архиерей подходит, спрашивает и потом вглядывается и видит старцев. Во второй редакции старцев видит сначала архиерей, остальные спят. Архиерей подходит к кормчему и просит посмотреть, чт? виднеется; тот видит старцев, ужасается и кричит; народ вскакивает, и все видят старцев, подошедших к кораблю.

3) Рукопись № 29. Копия рукою В. Г. Черткова с предыдущей. 4°, 13 листов линованной тетрадной бумаги, с поправками и дополнениями рукою Толстого и другою рукой. Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Листы с признаками пребывания в типографии. Видимо, с этой рукописи набирали для изд. 1886 г. Поправки рукой не Толстого внесены из корректуры. На обложке синим карандашом: «Третья редакция».

4) Корректура для изд. 1886 г. (Соч. гр. Л. Н. Толстого, ч. 12. М. 1886), с поправками и дополнениями самого Толстого и С. А. Толстой и подписью С. А. Толстой к печати.

В основу издания положен текст «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Часть 12. Произведения последних годов. М. 1886», стр. 154-162.

«Отечественные записки» 1864, т. 152.

Г. 3. Кунцевич, «Три старца» Л. Н. Толстого и «Сказание о явлениях Августину» (Историко-литературный сборник, посвящ. Вс. И. Срезневскому), Л. 1924, стр. 201-296.

Бирюков, П. И. Л. Н. Толстой. Биография. Изд. 3, т. 2, стр. 122.

В. И. Срезневский «Язык и легенда в записях Л. Н. Толстого» (Ф. С. Ольденбург, к пятидесятилетию научно-общественной деятельности 1882-1932, Сборник статей, стр 476).

Толстовский ежегодник 1913 года. П. 1914. II. 25, 2 пр. т. 85, стр. 229.

См. «Русские сказки и песни в Сибири и др. материалы». Красноярск, 1902, под редакцией Потанина.

Любой из трех звездных старцев (Фук, Лук, Сау) является прекрасным символом семейного очага, охраняющим дом и семью, дающим счастье, долголетие, здоровье и процветание. Конечно, ставить трех старцев Фу, Лу и Шу вместе эффективнее, но возможно размещение старцев и поодиночке.

Самый высокий ранг среди всех звездных старцев имеет Фу Син – он символ богатства и удачи . Фук часто изображается со скипетром, что символизирует успехи во всех начинаниях, и со слитком золота, что привлекает в дом богатство. Этот мудрец принесет удачу тем, кто печется о своей карьере, стремиться добиться успеха во всех своих делах, иметь стабильный финансовый рост.

Второй по рангу за Фу идет Лу Син. Он символизирует любовь, верные и долгие отношения, семейное счастье и счастье детей и внуков. Обычно он изображается со свитком в руках и иногда с ребенком. Еще одна роль положенная на этого мудреца – это высокое место по службе, поскольку старец Лук еще и воплощение чиновника, занимающего большой пост.

Третий старец – Шоу Син. Он изображается как седой высоколобый старец, символизируя этим приобретенную мудрость за долгие годы жизни.

Шу син – это символ крепкого здоровья и долголетия. Он часто изображается с тыквой горлянкой в руках или персиком, которые тоже является талисманом здоровья. Сау еще и символ добродетели, он снисходителен и благосклонен к людям искренним, щедрым, не склонным к лицемерию и жадности, алчности и высокомерию.

Обычно звездные старцы расположены в таком порядке – посредине Фу, Лу стоит по правую руку от него, а Шу по левую. Но такой порядок совершенно не принципиален, то есть если Вы расположите звездный старцев в любом другом порядке по своему вкусу, их сила от этого не уменьшиться.

Важно, какое место в Вашем доме занимают звездные старцы. Они должны находиться на высоте не менее одного метра над полом, и стоять на твердой дощечке.

Фу, Лу, Шу можно поставить практически в каждой комнате Вашего дома, дабы они приумножали Ваше состояние, дарили удачу и крепкое здоровье.

Если Вы стремитесь к росту по карьерной лестнице и высокой оплате своего труда – поставьте трех звездных старцев в своем рабочем кабинете или офисе.

Так же можно поставить этот талисман в столовой для благословления счастливой, долгой и здоровой жизни в семье.

Директорам можно разместить трех звездных старцев (Фук, Лук, Сау) позади себя, для привлечения успеха в бизнесе.

Как и многие другие талисманы, трех звездных старцев нежелательно ставить в ванной, туалете или на кухне.

Три звездных старца станут отличным подарком для любого. Кроме того, это один из самых подходящих талисманов для восьмого периода, в котором мы все сейчас живем.

Фук, Лук, Сау - это чудесных подарок для родителей и дедушек с бабушками, три мудреца будут охранять их здоровье, и дарить еще долгие года счастливой жизни.

Звездных старцев Фук, Лук, Сау можно подарить молодой семье, что бы их дети были здоровыми, а семейная жизнь гладкой и счастливой.

И, несомненно, это замечательны подарок для начальника или директора. Три мудреца помогут ему в развитии своего дела, сделают все начинания прибыльными и успешными.

Талисман "Три звездных старца"

Звездныестарцы обычно изображаются в виде статуэток, которые мы видим на декоративныхрисунках и панно, а согласно китайской философии, эти старцы считаютсясимволом трех звезд, считающихся главными в астрологии.

Лу-син,Фу-син и Шоу-син – так зовутся Звездные старцы, и их не воспринимают каккультовых богов, весь мир почитает их как символов божества. Их фигурки можнорасставлять и вместе, и по отдельности, их сила от этого меньше не станет.Однако есть такое мнение, что представленные на панно или в виде статуэтокгруппой, они приносят удачу с большей силой. Наибольшее предпочтение отдаетсякерамическим фигуркам этих божеств.

Еслиразместить фигурку в той части дома, где собираются все члены семьи чаще всего,то этот талисман начинает активироваться. Большой эффект от присутствияЗвездных старцев можно наблюдать людям, занимающимся благотворительностью, вэтом случае будет лучше установить их в секторе Помощников. Особо же привлекаетталисман тем, что будучи собранными все вместе, Звездные старцы представляютсобой символ стремления человека быть богатым,процветающим и живущим долгие годы, а это и есть главное направлениекитайской философии, символом чего принято считать Звездных старцев.

Правильное назначение талисмана

Укаждого из Звездных старцев имеется своя миссия.

Фу-син- божество, приносящее счастье, поэтому и является символом огромной удачи вовсех начинаниях, процветания, материальных благ и финансовой прибыли. У негобольшая популярность среди азиатского народа. Изображают божество Фу-синвсегда на фоне огромного количествазолотых монет, символизирующих изобилие и богатство.

Еслиже звездное трио на изображениях или в виде статуэток изображено вместе, тосамый высокий из них Фу-син и располагается он, как принято, в центре. Изображаяего на традиционном китайском панно, мастера окружают его горой из золотыхмонет и иероглифом «Фу», причем роспись может быть в разных вариациях ипредставляет она собой символику пожелания и привлечения счастья и богатства.

Лу-син– бог изобилия и символ продолжения рода. Достойные наследники рода – одно изсильнейших его пророчеств, поэтому его часто изображают с ребенком на руках илив композиции среди нескольких детей. Если вы приобретете изображение илистатуэтку Лу-син, вы можете рассчитывать на материальное благополучие иденежное богатство. Скипетр в руках Звездного старца Лу-син означает силу власти и непоколебимыйавторитет семьи.

Шоу-син,третий Звездный старец, почитается как бог, приносящий здоровье и долголетие.Изображается он всегда вместе с оленем, символизирующим долголетие.

Визображениях этого старца часто присутствует и сосна - как символ долгой жизни.Если же старца изображают на свитках, исполненных в стиле китайской живописи, тоодна рука Шоу-сина держит посох странника, вырезанный из корневища женьшеня, адругая рука персик, все вместе - это символ бессмертия, а ведь как известно,женьшень издревле считается корнем здоровья и жизни.

Место, где следует расположить фигуркистарцев

Триозвездных старцев – это универсальный талисман Фен шуй, который несет в домуспехи, здоровье и материальное благосостояние, и это не зависит от того, гдеони будут расположены. Они будут достойным украшением кабинета и гостинойкомнаты. Но если у вас появилось желание, чтобы этот талисман находился у вас дома,то постарайтесь выбрать для него место в той части дома, где вы собираетесьвсей семьей.

Еслижелаете ускорить привлечение удачи и благосостояния, смело устанавливайтеЗвездных старцев в месте, которое считается не просто центром вашего дома, но иего энергетическим центром. Естественно, работа талисмана будет эффективной и всекторах Карьеры, Здоровья, Богатства, Помощников и Семьи, так как важно самоприсутствие символа, независимо от его места расположения и формата.

Необязательной является и установка всей группы в одном месте, ибо они даженаходясь по-отдельности, прекрасно справляются со своими задачами.

Если статуэтка Звездного старца утеряна илиразбилась

Нерасстраивайтесь, если одна из ваших статуэток разбилась или вы ее потеряли,ничего страшного не произойдет, если вы ее замените новой. Если же по каким-топричинам вам не удалось приобрести новую фигурку, то те две, которые осталисьневредимыми, расставьте по разным местам. Будет хорошо, если эти две статуэткивы подарите близким людям, только обязательно разным, себе же приобретите новоетрио.

Знайтеодно, что выбросить в мусор поломанную статуэтку нельзя, просто закопайте ее вземлю или бросьте в речку с бурным течением.

Как относиться к звездным старцам

Привсей важности Звездных старцев в китайской культуре, им не поклоняются. Естьнекоторые обращения к Звездным старцам, например, по-русски их именапроизносятся как: Лу-син, Лу, Лук; Фу-син, Фу, Фук; Шоу-син, Шу, Сау. В общем,не столь важно, как вы к ним обращаетесь, важно насколько вы с уважением ипочтением это делаете. А они умеют вознаграждать такие чувства.

Есливы просите о помощи, знайте, необходимо чтобы ваша просьба была чистой и искренней ичтобы она не противоречила воле Бога. Но если вы имеете в своем доме Звездныхстарцев, не следует злоупотреблять этим и каждый раз что-то просить у них, ихприсутствия достаточно, чтобы притянуть благо во все сферы вашей жизни.

Радипривлечения благотворной энергии богатые китайцы у себя в доме организуют целыепомещения для медитаций, где и размещают магические символы.

Необычайнойпопулярностью Звездных старцев считается то, что они представляют собой символвсего того, что делает человека счастливым и довольным, что само по себеподразумевает здоровую, благополучную, богатую и долгую жизнь, а это и естьоснова китайской философии.

На протяжении многих веков китайцы почитают талисман, представляющий собой трех звездных старцев. Это традиционные сувениры фен шуй, выполненные в виде трех пожилых мужчин, держащих в руках какой-либо предмет. Их можно встретить практически в любом доме в Китае. Согласно легенде, старцы - это самые яркие звезды из созвездия Большой Медведицы, символизирующие собой все блага, необходимые людям.

Фигурки наделены способностью , семейную гармонию, счастье и финансовое благополучие. Их можно приобретать и применять в качестве талисмана фен шуй по отдельности, однако наибольшей силой три старца обладают, представляя собой единую композицию.

Магические способности старцев фен шуй

Старец Фу Син (Фук) приносит денежную удачу, процветание бизнесу и простое человеческое счастье, основанное на обладании материальными ценностями. Это божество может держать в руках золотую чашу с монетами, его также изображают в окружении всевозможных драгоценностей. В группе старцев Фу Сина традиционно помещают по центру, он может быть на голову выше своих товарищей.

Лу Син (Лук) - божество изобилия и плодородия. Его атрибуты - фрукты (чаще всего персики) и орехи. Лу Сина часто изображают с ребенком на руках, так как, помимо привлечения достатка, он символизирует приумножение и процветание рода. Этот старец укрепляет авторитет главы семьи, в его ведомстве сплоченность и доброжелательные отношения между родными людьми. Для того чтобы воспитать ребенка как достойного человека, нужно обратиться за помощью к Лу Сину. Можно встретить статуэтку этого божества со свистком и скипетром - символами власти и влияния. Он охотно помогает общественным деятелям и политикам.

Шу Син (Сау) - бог долголетия. Его имя ассоциируется с хорошим здоровьем, божественной защитой и долгими годами жизни. Его атрибуты - плод персикового дерева и быстроногий олень являются древними символами вечной жизни. В руках старец может держать посох из женьшеня, лекарственного растения, которое издревле используется в китайской медицине.

Где поставить трех старцев

Подходящее место для талисманов - гостиная, столовая, все места, где собирается семья. Талисманы не нуждаются в активации. Статуэтки старцев допускается устанавливать по отдельности, но максимальный эффект дают три талисмана вместе. Они символизируют единую силу, которая одаривает богатством, здоровьем и счастьем. Из преданий известно, что три божества, олицетворенные звездами Большой Медведицы, несут благополучие, достаток и удачу.

По зонам Багуа фен шуй трех старцев можно установить в зоне Семьи, Богатства или Карьеры. Благоприятное местоположение для этих сувениров - зона Помощников и Покровителей. Лучше всего выбирать для статуэток какую-нибудь нишу, чтобы звездные старцы могли спокойно, без помех «медитировать» и «активировать» свою энергию. Так они смогут быть максимально полезными для своих хозяев.

Сила иероглифов

Китайские мастера фэншуй советуют - чтобы сделка принесла выгоду, нужно написать на папке с документами иероглиф Фу. Он может быть невидим, главное привлечь внимание высших сил к важной операции. Иероглиф Шу поможет укрепить защитные силы организма. Его изображают на красной ленте и носят при себе, когда здоровью или жизни грозит наибольшая опасность.

Для того чтобы не иссякал приток денег, хранить сбережения нужно в красном конверте с начертаниями иероглифа Лу. Талисман обладает очень большой силой, в одном помещении с ним не должны находиться другие защитные магические предметы, например, . Лучше, если старцы будут единственным талисманом в доме.

Если одна из статуэток фэн шуй разбилась

Если так произошло, что статуэтка одного из старцев повредилась, то ее нельзя выкидывать - этим вы проявите неуважение к символу фен шуй и навлечете на свой дом неприятности. Китайцы всегда «хоронят» отслужившую статуэтку, закапывая ее в землю или бросая ее в быструю реку. Оставшиеся фигурки нужно расставить по разным комнатам либо подарить кому-нибудь по одной. Себе нужно купить новый талисман фен шуй - целый комплект из трех звездных старцев, которые займут место своих предшественников.