Бог не посылает. Священник Сергий Круглов: Бог не посылает нам болезни. Искушения и скорби по попущению Божию

Спрашивает Галина
Отвечает Александра Ланц, 18.02.2013


Вопрос : "в Библии написано, что Бог не дает человеку больше испытаний, чем человек может перенести, но почему тогда люди, бывает, не выдерживают всего того, что на них свалилось, и заканчивают жизнь суицидом?"

Мир сердцу вашему, Галина!

Да, в Библии, действительно, так написано. И вот самый яркий новозаветный текст на эту тему:

Мы ломаемся не потому, что обстоятельства слишком тяжелы (ведь Бог вымерил их до миллиметра и миллиграмма), а потому, что отказываемся повернуться лицом к Тому, Кто допустил их в нашей жизни, и признать, что мы неправы перед Ним, что мы грязные и слабые, что сердца наши тёмные и тяжёлые, что мы нуждаемся в Нём, чтобы Он исправил нас изнутри-наружу. Но мы очень быстро впадаем в состояние обиды на Него за такое «неправильное» с нами обращение, мы изливаем на Него все претензии, которые копились в нас за предыдущие годы, мы отказываемся анализировать свой путь, приведший нас туда, где тяжело. Мы находим множество оправданий себе, только бы обвинить Бога. ... и если мы позволяем себе застрять в этом состоянии надолго, то однажды нам уже ничто не поможет ().

Как-то несколько лет назад на разборе субботней школы одна из моих сестёр высказала мысль (кажется цитируя какой-то источник) , которая показалась мне тогда странной, но сейчас, годы спустя, вглядываясь в людей, в то, как они принимают ветры потерь и боли, я вижу, что она была права. «В конце времени, - сказала она, - когда Бог восставит к жизни грешников, чтобы показать им, почему они не войдут в Вечность, - Он покажет им жизни тех, кто вошёл в Его присутствие, и погибшие увидят, что спасённые люди, проходили через те же потрясения, через такие же обстоятельства жизни, но с одной лишь разницей: они выбирали доверять Богу, смиряться перед Ним, держаться за Него и меняться по Его подобию».

Да окажемся мы с вами, Галина, среди них - среди спасённых,

Саша.

Читайте еще по теме "Разное":

Сегодня Церковь вспоминает великомученика и целителя Пантелеимона. Его верующие часто просят ходатайствовать перед Богом об исцелении. Но есть ли смысл молиться о выздоровлении? Почему мы просим здоровья, если болезни нам посылает Бог? Отвечает священник Сергий Круглов.

— Мы в своих молитвах просим здоровья, но ведь Господь знает, зачем нам даются болезни. Ведь ничего не происходит без Его воли…

— Вы хотите сказать, что болезни посылаются человеку Богом для чего-то полезного? Более антихристианского представления нельзя и придумать! Бог — Отец, а мы — дети. Можно ли представить, что человек, имеющий детей, будет специально посылать на них страдания, болезни? И это касается простого грешного человека, а уж тем более Бог, Который любит нас до того, что ради нас пошел на крест.
Дело совсем не в этом. Мир устроен очень серьезно, и жизнь очень серьезная вещь, и она отдана людям. Мир отдан людям. Вот построена детская комната, и в нее поселили детей, сказав: «Вы здесь будете жить и сами хозяйничать!» Причем это делается не понарошку — Бог ничего не делает понарошку — это делается всерьез. Человек ответственен за мир, в котором он живет и за жизнь, которой он живет. И когда в результате грехопадения в жизнь вошла смерть и получила в ней какие-то свои права, все стало постепенно разрушаться, появились злоба, ненависть, самые разнообразные греховные страсти, человек стал стареть, уставать, тосковать, скучать, умирать, то есть все то, что мы в общем называем смертью.

Смерть разлита везде в этом мире. Она размешана как противный сахарин в чае — везде! Она сопровождает любого человека — маленького, взрослого, старика. Мир стал достаточно страшным местом. Когда ребенок рождается, он кричит, он, наверное, чувствует, что попал, в какое-то очень страшное, тяжелое место, которое полно опасностей. Жизнь ведь не щадит никого! Это колесо, которое едет и перемалывает человека, его кости…

И самое замечательное, самое прекрасное, самое великое, что Бог настолько нас любит, жалеет, он не может выносить, видя страдания человека. Он, конечно, понимает, что все по воле человека, по вине человека происходит. Он прекрасно понимает, что ребенок обварился кипятком, не послушав маму, сам полез за чайником. Но когда у ребенка ожогов две трети тела, мама же не будет его ругать, что он не слушался, она готова отдать свою кожу, чтобы он перестал мучиться. Она готова пожертвовать собой, чтобы ему перестало быть больно. Так ведь?

Такая логика у Бога. Он Сам пришел в мир, Он стал человеком. Естественно, колесо жизни перемололо и Его, Он попал на крест, Он умер. Но Он — Бог, Он не смог умереть, Он воскрес. И это великий прорыв в оккупации смерти. Я нашел замечательную фразу в недрах Фейсбука: «Сэр, нас окружили! — Отлично! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!» Это логика воскресения! Это логика христианства! Появился прорыв, прорыв победить смерть. Прорыв победить зло.

Но Бог не просто это сделал и почил. Нет! Он продолжает участвовать, потому что спасение человека от смерти — это наивысший вид творчества. Переделать человека, преобразить. Происходит синергия — мы вместе с Богом это совершаем. И Бог продолжает во все этом участвовать, Он подставляет руки, Он постоянно нас спасает. Может быть, мы иногда этого не понимаем, не видим, а когда и видим, то забываем. А Он снова и снова идет на крест, снова и снова подставляет Свои руки, оберегая нас от всякого зла.

Бог не посылает нам болезни, болезни посылает нам жизнь, пронизанный злом мир. А Бог делает так, подставляя руки, что эти болезни, во-первых, могут быть исцелены, а во-вторых, они могут какую-то пользу принести.

Логика самой смерти совершенно непонятна. Для нее болезнь предназначена для уничтожения. А Бог делает так, что от болезни польза бывает. Человек, переживший тяжкое страдание, болезнь, укрепляется духом, он может потом помогать тем, кто тоже страдает. Вот что происходит! Сказать, что Бог нам посылает болезни как какое-то благо — неправильно! Бог нам посылает только добро.

— Но Он знает, зачем болезни…

— Бессмысленное выражение — «зачем болезни». Болезнь ПОТОМУ ЧТО. Он знает, почему болезнь. Она происходит от зла, от грехопадения, от того, сего. Как всякое зло она бессмысленна. Смысл имеет только то, что Господь сотворил. А зло, болезнь, грех не имеют смысла. Что такое грех? Взяли хорошую вещь, испортили. Ведь под любым грехом растет хорошая вещь: вино испортили — получилось пьянство; любовь между мужчиной и женщиной превратилась в блуд.

Человек предназначен быть здоровым. Это дал Бог — жить вечно. А болезнь смысла не имеет, она должна быть исцелена. Именно поэтому Церковь празднует память святого великомученика Пантелеимона, целителя, и очень многих других врачей. Несмотря на некоторые мракобесные представления, которые иногда бытуют на приходах, что, мол, лечиться — это грех, надо только одной святой водой лечиться, Бог создал врачей и прославляет врачей в лике святых именно за их врачебное дело. Это Косма и Дамиан — святые врачи-бессребреники, святитель Лука Войно-Ясенецкий и многие другие.

— А молитва может исцелить?

— Тоже замечательное выражение! Как сама по себе молитва может исцелить? Хотя многие считают, что молитва — это такое заклинание, волшебная фраза, которая сама по себе исцеляет. Это не так.
Слову дана великая сила. Есть целые врачебные области, где словом пользуются как лекарством, как методом лечения. А молитва — это разговор человека и Бога. Это не просто разговор, болтовня… Это взывание, просьба, благодарность, это когда собираются все силы, как из последних сил юноша кричит девушке о любви, или она ему кричит — его забирают в армию, он едет на поезде, высунулся в окно, а девушка ему кричит, — это молитва, потому что там собрано все человеческое существо! Или благодарность. Или просьба — помоги, спаси!

Молитва — это диалог. На свое звание надо услышать ответ. Разумеется, если человек с полнотой своей веры, с полнотой своего существа вот так кричит, взывает, конечно, он не останется неуслышанным. В этом смысле молитва спасительна.

— Но кто-то исцеляется, кто-то нет. У него не такая горячая молитва?

— Дело не в этом. Это такой у нас поверхностный признак: если ты такой умный, то почему такой бедный.

Мы видим одну-две-три, иногда пятнадцать сторон жизни человека. Умный человек видит шестнадцать сторон. А их — тысяча сто шестнадцать! Человек — огромная система, которая связана со всем на свете. Поэтому два человека, болеющие одной болезнью и имеющие примерно один уровень воцерковленности, имеют совершенно разные жизни, потому во всем остальном они совершенно разные. Один исцеляется, другой нет, не потому, что один горячо молится, а другой нет, а есть еще много других причин, иногда очень серьезных причин.\

Например, одна из причин — хочет ли человек выздороветь или нет? Очень многие болезни, если копать человека поглубже и все вытаскивать из него за ушко, да на солнышко, происходят от того, что человек желает болеть и исцеления не хочет. Для него болезнь — способ спрятаться от мира. Часто так бывает — на человека навалились какие-то тяжелые, невыносимые обстоятельства — бах! он свалился и заболел! Человек захотел снять с себя ответственность: «Все! Я заболел!» Ему носят чай с малиной, лекарства. Простой пример, когда от перенапряжения человек прячется в болезнь. Многие психические болезни — способ спрятаться от жизни.

Иногда бывает, что человек не хочет исцеляться. Чтобы быть здоровым, ведь надо вести определенный образ жизни, а у человека есть более важная цель, чем быть здоровым. Скажем, алкоголик понимает, что разрушает себя, но говорит: «Какую-нибудь таблетку дайте, чтобы я был здоров, но пить я не брошу!»

И еще слабость молитвы может означать, что человек понимает молитву как некое заклинание, волшебную таблетку. Не как разговор с Богом. Сам Бог ему не нужен, а нужно конкретное сиюминутное здоровье. Примеров много, когда люди ездят по святым местам, и тут же ездят к разным бабкам, знахаркам, экстрасенсам, читают любые молитвы и заклинания вперемешку, потому что считают, что правильно произнесенные слова в правильном порядке сами собой что-то произведут. А сколько псевдонаучных трактатов о пользе молитвы на то, на се, на поросят, на гусят…

— Может, еще страшно молиться и потому, что в конце надо добавить: Пусть будет не так, как я хочу, но как Ты…

— Да. Но на самом деле это не так страшно, потому что Господь ничего плохого нам не желает. Никогда! Он нам хочет только добра. Он никогда не желает, чтобы человек страдал.
Но другое дело, мы ведем себя по-детски! Господь говорит: «Чтобы ты был здоров, надо немножко потерпеть и принять лекарство». «Нет, — канючим мы, — пусть я лучше умру, но укол делать не дам!»
«Да будет воля Твоя!» Воля Божия всегда благая.

Тут может быть другой момент. Нам тяжело сказать «Да будет воля Твоя!», потому что знаем, что от нас что-то потребуется. «Да, Моя воля, чтобы ты был здоров. Давай, соблюдай режим, диету, бросай вредные привычки» «Ааа, я это не хочу! Я хочу на елку залезть и ничего себе не исцарапать! Я хочу…»

— Да. Как в старой прибаутке: «Ну ладно! Пить я буду, но курить не брошу!»

Слова «Да будет воля Твоя!» очень трудно произносить. Их легко произносить тому, кто молится поверхностно. А человек, который понимает, что говорит, тому трудно. У кого больше веры, тому всегда труднее.

— А молитва матери со дна моря достанет, это…

— Это проявление любви. Любовь — это основа жизни, на ней держится мир. Любовь всегда спасает. Молитва матери — это проявление любви.

Мать в этом случае идет по стопам Христа. Христос готов идти на крест, на смерть, Он все отдает — тело, кровь Свою, все! Мы не просто пользуется плодами того, что Он сделал, мы Им Самим пользуемся. Мы едим Его на каждой литургии. Он все нам отдал!

Так мать себя отдает. Только у земной женщины возможности ограниченны, у Бога больше возможностей. Но она повторяет в своем порыве, в любви, в молитве тот же подвиг, она идет по стопам Христа.

Беседовала Тамара Амелина


Очень сильно полюбила женатого человека, “не по своей воле”. У нас ничего не было и нам ничего и не нужно, ни мне, ни ему.Мы даже не видим вообще друг друга.(Это чтоб была правильно понята суть вопроса.) Часто хожу в...

Зачем Господь посылает запретную любовь? И почему Бог не забирает такую любовь?
Очень сильно полюбила женатого человека, “не по своей воле”. У нас ничего не было и нам ничего и не нужно, ни мне, ни ему.Мы даже не видим вообще друг друга.(Это чтоб была правильно понята суть вопроса.) Часто хожу в Церковь и всегда усердно молюсь.Умоляла Боженьку чтоб он освободил меня от этой любовной ноши которая овладела сердцем и встревожила душу. Однако чувство очень сильное и не покидает мое сердце.Не знаю откуда у меня с этим человеком такая глубокая духовная связь и я не могу ее разорвать. Почему Бог не забирает такую бессмысленную любовь, зачем Он ее посылает людям? Ведь эту любовь можно было бы дарить человеку которому это нужно, а так она осталась не исполненной. Как не тревожится за того человека и обрести душевный покой…? Как помочь своей душе растерзанной запретной любовью? Боль не отступает от сердца. Как освободится от чувства которое мучает и тяготит? Чему учиться человеку в подобной ситуации? Ведь всё, чему Бог допускает совершаться с нами, имеет свою цель.Для чего Бог послал мне такое испытание?Это страшное потрясение чувств. Помогите пожалуйста разобраться.

Анжела говорит: «Помогите разобраться: запретная любовь. Очень полюбила женатого человека. У нас ничего не было, но нам ничего и не нужно – ни мне, ни ему. Мы даже не видим друг друга. Это чтобы была правильно понята суть вопроса. Часто хожу в церковь, всегда усердно молюсь. Умоляла Боженьку, чтобы Он освободил меня от этой любовной ноши. Однако чувство очень сильное. Почему Бог не забирает такую бессмысленную любовь? Зачем он посылает ее людям? Эту любовь нужно было бы дарить человеку, которому это нужно, а так – она остается неисполненной. Для чего такое испытание?»
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:

Дерзну предположить, уважаемая Анжела, что Вам эта тяжесть послана для того, чтобы уберечь Вас от чего-то. То есть пока что – Ваше сердце занято. На данный момент Ваше сердце занято образом человека, который Вам принадлежать не может. Вы полюбили чужое – то есть это некое воровство. Любить чужого мужа – это значит как бы «положить глаз», например, на чужой мотоцикл или на чужие деньги. То есть ясно, что мы не будем брать чужого, соответственно, мы не будем спать с чужими мужьями, правда? Не будем – и с женами. Но Ваше сердце занято. То есть Вы этой сильной страстью, этим чувством сейчас наполнены до краев, и Вы мучаетесь.

Вообще, мучиться – хорошо. Это, вообще, полезное занятие – мучиться. А кто сказал, что нужно наслаждаться? Надо мучиться. Во время муки человек растет над собой, и движение души вверх происходит во время стискивания души справа и слева. Как стиснутая вода поднимается вверх, так скорбящая душа поднимается к Богу. Поэтому – помучьтесь. Слава Богу! Помучьтесь. Это Вас сделает лучше. Это Вас очистит от чего-то, от чего нужно очиститься и приготовит Вас к чему-то, с чем нужно встретиться.

И повторяю: Вы от чего-то бережетесь. Вы сейчас, по сути, уберегаетесь Богом от чего-то, потому что сердце Ваше занято и никуда направо или налево больше смотреть не хочет. Потом это пройдет. Продолжайте молиться Богу о том, чтобы Он вырвал с мясом, с кровью, как гнилой зуб из десны, из Вашего сердца это запретное чувство. Оно не нужно Вам. А потом освободившееся место зарастет, и к Вам придет Ваша любовь – уже то, что никто у Вас не отнимет. Я думаю, будет именно так. Поэтому пока что, в пучине страсти, горите, закаляйтесь – и не сгорайте.