Шаманская болезнь, проявления. Шаманская болезнь Как распознать шаманскую болезнь

Вы никогда не задумывались, как становятся шаманами? Знакомые с общими концепциями шаманизма знают, что это такие же люди как и мы с вами. Они рождаются, стареют и умирают. У них есть семья, дети, внуки и кроме определенных способностей ничто не говорит об их магической природе.

Шаман по наследству или?..

Рано или поздно Шаман совершает свой последний путь в земной жизни и переходит в другое бытие, становясь Духом. Как правило, наследником шамана становится кто-то из родни, но это может быть и абсолютно посторонний человек, даже не подозревающий о предначертанном пути.

Потенциальный Шаман обладает основной способностью – сенсетивностью, то есть, чувствительностью. Учеными доказано, что такие люди – это не вымысел, а личности, у которых правое полушарие мозга развито больше, чем его левая логическая часть. Духи старого служителя не могут оставаться без посредника и ищут его среди жителей общины, которой служил их прежний хозяин/проводник.

Когда такой человек найден, Духи начинают вводить его в другие миры, и такое вхождение не всегда проходит гладко. Был даже введен термин – шаманская болезнь , который характеризует состояние человека близкое к умопомешательству, неадекватным состояниям и прочим отклонениям психического характера.

Настолько ли это болезнь?

В какой-то момент к Избранному приходят Духи и начинают вводить его в мир сновидений. Эти существа являются или его покровителями из верхнего мира, или Духами-помощниками из среднего и нижнего миров. Находясь в состоянии, когда реальность и тонкий мир воспринимаются одновременно, будущий неподготовленный Шаман не всегда может адекватно реагировать на окружающих и на происходящее с ним. Проблема усложняется тем, что сторонние наблюдатели не видят того, что осязает он, а шаман сам не понимает, что его не понимают

Такое состояние вошло в научную литературу, как «шаманская болезнь». С течением времени Шаман обучается и избавляется от данного «недуга». Тут есть два пути:

  1. Вместе с Духами он самостоятельно исследует все приобретенные свойства и методом проб и ошибок начинает ими управлять.
  2. Если состояние молодого Шамана не улучшается, и он самостоятельно не может справиться с ним, односельчане идут за помощью к опытному Шаману из другой общины, чтобы он научил непосвященного.

Помощь при шаманской болезни

Чтобы как можно быстрее научится различать миры (реальный и мир духов) Избранный учится камланию. Как только к нему приходят Духи, он начинает ритуальные действия. Более опытный Шаман помогает своему последователю сделать бубен (или отдает свой), трещотку либо хомуз. При приближении Духов Избранник начинает отбивать ритм на музыкальном инструменте и усиливает состояние транса. Это помогает разделить в сознании два мира и научиться управлять способностью входит в транс. Постепенно мозг приучается к вибрациям и ритмике бубна и для вхождения в состояние транса требуется все меньше времени.

Окончание камлания означает возвращение в реальность.

Что за чертой «шаманской болезни»?

Во время обучения, то есть протекания шаманской болезни, Шаману показывают тропинки, по которым он может ходить, вводят в разные миры и уголки этих миров. Он учится управлять и призывать Духов-помощников, общаться с покровителями из верхнего мира.

Практически для опытного шамана не существует невыполнимых задач. Он может избавить от болезней, вернуть душу человеку или его утраченную жизненную энергию, решить жизненные проблемы. Все это дается с разрешения и с помощью Духов разных уровней. Так у Духов-покровителей Шаман спрашивает к какому богу ему обратиться в конкретной ситуации, А уже отталкиваясь от ответа, посылает своих Духов-помощников в нужный мир или часть мира.

Главным во всем обучении является умение контролировать переходы из одного состояния в другое. Именно этот контроль отличает Избранника от не очень здорового человека. По большому счету, Шаман – это очень сильная и самодостаточная личность, которая умеет найти правильный выход из любой ситуации. Ученье дается не легко, но растворение в природе, умение ловить все вибрации окружающего мира помогают преодолеть любые барьеры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Шаманизм. Одно из самых противоречивых явлений в магии. Шаманы, как и все что с ними связано, всегда были скрыты за занавесом таен и суеверий.

Само слово «шаман» означает «тот, кто возбужден, тронут разумом».
Считается, что шаманы являются промежуточным звеном между миром духов и повседневной жизнью. Шаманы способны исцелять болезни, предсказывать будущее, управлять погодой и толковать сны.
Шаманы, а ими могут быть как мужчины, так и женщины, иногда наследуют магическую силу, однако чаще всего приобретают её посредствам откровений через сновидения, во время болезни или в периоды нарушения психологического равновесия, которое преодолевается таинственным образом.

Одной из характерных черт шаманизма является «Шаманская болезнь». Именно с нее, как принято считать, начинается становление человека, как шамана.

Шаманский дар, как правило, был тяжким бременем для своего обладателя. В раннем детстве или юности будущий шаман переживал глубокое психическое потрясение, что «пробуждало» шаманскую болезнь. Эта болезнь заключалась в мучительных душевных переживаниях (встречи с духами предков принуждавшими человека начать шаманить) и физическими страданиями (эпилептические припадки, тяжелые формы истерии, неожиданные потери сознания и т.д.). Практически, у человека выбранного духами для шаманского служения выбора не было. Так или иначе, духи принуждали жертву подчиниться. После того как избранник начинал шаманить, болезнь отступала, и страдания прекращались.

О шаманской болезни толком ничего неизвестно. В основном описывается духовный аспект. Переживания и видения шамана.

Например, Мать-Хищная-Птица.

По поверию, она похожа на большую птицу с железным клювом, загнутыми когтями и длинным хвостом. Эта мифическая птица показывается только дважды: при духовном рождении шамана и при его смерти. Она забирает его душу, уносит ее в преисподнюю и оставляет для дозревания на ветке ели. Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю, разрывает тело кандидата на мелкие кусочки и раздает их злым духам болезней и смерти. Каждый из духов пожирает доставшийся ему кусочек тела. Это обеспечивает будущему шаману способность лечить соответствующие болезни. Этот обряд рассказывает о такой части магии как симпатическая, или магия подобия, съеденный какой-то болезнью, шаман становится с ней как бы един, что позволяет ему понять глубинную причину этой болезни и получить над ней власть. После съедения всего тела духи отходят. Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат пробуждается как от глубокого сна.

Существует множество подобных поверий, но все они пронизаны общим смыслом: «человек, проходя сквозь мучения, оказываясь перед ликом смерти, получает знание и силу».

Что касается конкретного физического проявления болезни, то информации крайне мало. Считается, что люди, которым суждено стать шаманами, зачастую имеют особые метки, как родимое пятно, лишний палец, две макушки или нечто подобное. В основном, говорится, что шаманская болезнь выглядит как непонятное недомогание, обостряющееся каждый месяц в новолуние и прекращающееся только с началом шаманской практики.

Самая правдоподобная история шаманской болезни, что я слышала, это история Исаака Тенса:

«Американский индеец по имени Исаак Тенс в возрасте 30 лет начал непроизвольно впадать в транс. Перед ним возникали драматические и часто ужасающие образы духов животных преследующих его. После одного такого экстатического состояния Тенс начал петь: «Песня выходила из меня помимо моей воли, и я никак не мог остановиться. Вскоре я увидел перед собой огромных птиц и разных животных. Они меня звали... Такие видения случаются, когда человек готов стать халааитом (шаманом - целителем)»»

Что касается меня, то мой интерес к шаманской болезни не случаен.
Год назад у меня начались приступы, во время которых, резко падало давление, и снижался уровень лейкоцитов в крови до критического.
Два раза лежала в больнице, но врачи ставили диагноз пищевая инфекция и на том заканчивали разбираться.
Приступы повторялись сначала раз в три месяца, потом в два и вот последние четыре приступа повторяются каждый месяц в одних и тех же числах, на новолуние месяца.
Я не знаю можно ли назвать мою болезнь шаманской, однако, во время нее я могу видеть людей в комнате, их движение, не открывая глаз (причем это меня совершенно не удивляет в «больном» состоянии), стены комнаты будто выгибаются и надуваются. Присутствует общее ощущение нереальности.
Когда приступы были раз в три месяца, то тело полностью восстанавливалось за 5-6 часов. Сейчас, на восстановление уходит, как правило, сутки.
После того, как я начала собирать информацию по шаманской болезни, я очень удивилась тому факту, что к «особым меткам» относят и две макушки, т.к. у меня их как раз столько)))

Снять все признаки заболевания может начало шаманской практики или посвящение в шаманы другим, опытным шаманом, однако таковых поблизости не наблюдается, и я не знаю можно ли как-то иначе справиться с этим недугом.

Шаманская болезнь - это довольно странный термин, поскольку, с одной стороны, его можно распространять не только на шаманов, а с другой стороны, мы должны честно сознаться, что это не болезнь. И, может быть, поэтому неслучайно в современной ситуации, когда шаманизм значительно трансформировался, наши новые шаманы, или неошаманы, говоря о шаманской болезни, иногда рассказывают нам самые невероятные ситуации. Например, однажды меня поразила шаманка - во всяком случае, она себя считала таковой, - которая мне сказала в ответ на вопрос, как у нее протекала шаманская болезнь, что это был очень длительный насморк, она страдала несколько лет, потом приехал целитель из Москвы, она пошла к нему и он, посмотрев на нее, сказал: «Да ты же шаманка, тебе же надо учиться, и это у тебя шаманская болезнь. Как только начнешь работать - все пройдет». Увы или ах, так и случилось. Она действительно считает, что это была настоящая шаманская болезнь.

На самом деле, если мы обратимся к шаманской традиции, то, разумеется, там эта шаманская болезнь, и это подчеркивают все исследователи, которые так или иначе занимались традиционным шаманизмом, например, в книге Басилова «Избранники духов», очень популярной сейчас, вы найдете именно этот момент: он оговаривает, что самое важное в шаманской болезни - это психические страдания человека. Причем психические страдания были очень сильными, они проходили с фантастическими галлюцинациями, и это знал не только сам человек, это видели и окружающие - я имею в виду не галлюцинации, а его страдания. Причем эти страдания могли быть не только психического, но и психофизического характера, то есть в этом процессе становления была задействована практически вся психофизиология человека.

Наверное, разумнее говорить о том, что шаманская болезнь - это именно процесс становления шамана, как сейчас западные исследователи в первую очередь и трактуют этот вопрос. Если говорить о том, что было раньше, то мы должны сознаться, что там все происходило настолько мощно, настолько сильно и, с точки зрения чужих по культуре путешественников, наблюдавших подобные явления, абсолютно в варианте психического отклонения, что мы, конечно, должны помнить, что эта первооснова шаманской болезни, видимо, была спровоцирована и психикой, и физиологией шамана, и в том числе культурой. Тот же самый Владимир Николаевич Басилов любил говорить о том, что на самом деле все, что происходит с шаманом в этот период, культурно спровоцировано. И это действительно так, потому что, когда люди жили в достаточно замкнутом окружении, они хорошо знали, кто такой шаман, как происходит становление шамана и что за этим должно последовать. Собственно, по такой накатанной схеме все и происходило. Однако если мы это рассматриваем с позиции нейрофизиологии, с позиции психологии, с позиции даже каких-то соматических проявлений, происходящих в это время с человеком, то мы должны помнить, что это не только явление культуры, а это явление психофизиологии, конечно.

У меня в начале 2000-х годов был большой интердисциплинарный проект по изучению своеобразия личности шаманов, народных целителей и других лиц, которые имеют отношение к подобным проявлениям и к соответствующим магико-мистическим и магико-медицинским практикам. На самом деле было понятно, что это люди, которые не просто проходят определенный вариант интересного становления, но и действительно в результате этого становления что-то меняют в своем сознании, у них меняется работа мозга. Они обретают какой-то вариант работы мозга, с помощью которого они потом ведут свою шаманскую практику. Но вот для того, чтобы прийти к этому, они должны пройти очень солидное становление, которое напоминает психические заболевания.

Само становление шло в разных вариантах. Очень красочно об этом обычно рассказывают и пишут якуты. Скажем, в книжке Ксенофонтова, переизданной в 1992 году, вы можете найти очень много самых разных материалов о том, какие видения испытывали будущие шаманы и как они себя вели в этот период: как они вскакивали ночью, например, голышом убегали из дома, носились на морозе по лесам, иногда их там находили в совершенно неподвижном состоянии, когда люди уже думали, что человек умер, но он снова возвращался к жизни. Те галлюцинации, которые они испытывали, чрезвычайно интересны. Они интересны своим наполнением и для психиатров, для того чтобы соотнести с тем, что происходит у некоторых людей, которых современная психиатрия считает ненормальными. Можно посмотреть другие традиции и другие варианты становления шамана.

Скажем, на северо-востоке Сибири мы можем наблюдать такое явление, как трансвестизм, в результате чего человек тоже становился шаманом.

То есть мужчина становился женщиной, вживался в облик женщины, иногда даже такая «женщина», условно говоря, выходила замуж за мужчину и вела такой определенный вариант жизни. Об этом много писал, например, Тан-Богораз в своих научных работах и литературных трудах. Но эти варианты не очень похожи один на другой, однако суть одна и та же: там везде присутствуют шаманские страдания. То есть человек, для того чтобы стать шаманом, должен был испытывать воздействие духов со стороны, поскольку сама идея шаманизма связана непосредственно с тем, что это человек, у которого, с одной стороны, были предки-шаманы, с другой стороны, его, как избранника, как человека, способного к шаманской деятельности, начинают принуждать к ней эти самые духи. Порой они осознаются как духи предков-шаманов, порой несколько по-иному. Но, так или иначе, человек, как правило, не хочет становиться шаманом. Его заставляют. И это принуждение происходит при очень серьезном воздействии духов именно психического порядка в первую очередь.

Если говорить о том, с какими заболеваниями это может коррелировать, то в советское время, когда шаманов начали рассматривать просто как психически больных людей, им ставили очень разные диагнозы. Причем в принципе можно обратить внимание на то, что эти диагнозы регионально различаются. Скажем, эпилептоидный синдром - это один из диагнозов, который очень часто бывает в Южной Сибири у будущих шаманов или у тех, кто не состоялся как шаман. Какие-то варианты там, конечно, назывались шизофренией. Все это находит какие-то свои подтверждения, если мы смотрим описание процесса становления шамана. И разумеется, это можно соотносить отдаленно, но, наверное, невозможно говорить о том, что шаманы - это просто сумасшедшие, как какое-то время в XVII–XVIII веках казалось первым путешественникам, наблюдавшим процесс шаманских камланий. Естественно, это было совсем непохоже на нашу культуру, и европейцы, приехавшие туда, смотрели на этих людей как на немножко ниже себя стоящих людей. И вот отсюда такое отношение, которое потом вылилось просто в постановку каких-то диагнозов. Но дело в том, что если человеку ставился подобный диагноз - это опять же мы уже говорим о советском периоде - и человека отправляли в психклинику на лечение, то, честно говоря, ничем хорошим это не кончалось. Он, как правило, и шаманом не становился, и терял свои личностные навыки.

Однако тот человек, который проходил своим путем, проходил через это шаманское становление, естественно, превращался в шамана. Что здесь было очень важно в традиционном обществе? Дело в том, что в ситуации, когда человек впадал в такое состояние, которое можно было обозначить как «кандидат в шаманы», к нему приглашали большого шамана - человека, способного понять, что с ним происходит. И в результате камлания определенного типа этот старший шаман обычно делал свое умозаключение. Либо он говорил, что этот человек будет шаманом, и тогда, как правило, брал его в ученики, если традиция позволяла такое, либо он говорил, что это, конечно же, психически больной и его необходимо лечить. Разумеется, он говорил не такими словами, как я сейчас говорю, поскольку для них это было вселение духов, это была одержимость, нужно было этих духов изгонять. То есть два варианта: либо мы духов отгоняем, либо, наоборот, мы знакомим этого будущего шамана с духами-помощниками, с его духами-хранителями, покровителями, с помощью которых он будет впоследствии работать, проводя свои шаманские камлания.

Мы говорим о том, что шаманская болезнь - это процесс становления шамана. Однако у нас есть разные шаманские техники и разные варианты шаманских практик. Все то, о чем я сказала ранее, связано, как правило, с техникой, которая называется «путешествие шамана», дополнительной техникой «изгнание шаманских духов» или общение с ними в каком-то другом варианте. Есть еще одна техника, которая сейчас очень активно используется в Бурятии. Она в большей степени имеет отношение к Центральной Азии, нежели к традициям наших сибирских народов, - это техника вселения духа. Здесь немного другая процедура и шаманской болезни самой по себе, и становления шамана. Если при «путешествии шамана» очень важно было понять, что этот человек должен стать шаманом, и провести с ним специальное камлание, осуществить как бы финал такого посвящения, инициации, то в данной ситуации у нас не разовое посвящение, не разовая инициация, а поэтапное посвящение. И тогда получается, что можно начать заниматься шаманской практикой, почти не испытывая страданий шаманской болезни.

Как только обнаруживаются первые признаки того, что человек может стать шаманом, он обращается к вышестоящим шаманам, которые прошли довольно много посвящений. Скажем, в той традиции, которую я упомянула, - вселение духов - говорят либо о девяти посвящений, либо о тринадцати посвящений, в результате чего человек обретает почти божественный статус, он становится шаманом-заарином, таким священным лицом по сути. А изначально он проходит поэтапно такие посвящения и обучение, причем обучение может идти в самом прямом смысле.

Сейчас у нас есть чрезвычайно интересное общество в Улан-Удэ под названием «Тэнгэри», где активно посвящают современных шаманов, используя старобурятские традиции.

Причем они сейчас были привнесены в нашу реальность из Северной Монголии, где живут буряты, и нынешние буряты, проживающие в Республике Бурятия, посвящались там, обретая это знание и проходя свои многочисленные посвящения. Теперь же это идет в самой Бурятии. Причем могут посвящать не только бурятов, этнических бурятов, но и представителей других национальностей.

Там это проходит тоже достаточно болезненно, особенно если у человека были позывы к тому, чтобы началась шаманская болезнь, чтобы он буквально свалился в нее. Но тем не менее это идет в большей степени как тренинг, и это действительно такое поэтапное становление шамана, где на каждом этапе его обучают определенному варианту работы. Что это такое? Это работа в измененном состоянии сознания. И если в традиции шаман как бы сам, иногда одномоментно - очень часто именно такое бывало - сваливался как бы в это измененное состояние сознания, он вдруг совершенно неожиданно для себя начинал кого-то видеть, что-то слышать, его преследовали голоса, которые что-то от него требовали во время шаманской болезни, он видел этих духов в совершенно страшных вариантах, они мучили его, могли его терзать, и это было, так сказать, сигналом к тому, чтобы выйти из этой ситуации. Его разово посвящали, и он начинал справляться со всем тем, что он видел и слышал.

Здесь это проходит в более мягкой форме, и, соответственно, человек просто обретает как бы всякий раз новую возможность, новый вариант такой работы в измененном состоянии сознания. И надо сказать, что сейчас вообще очень резко изменилось преставление о шаманской болезни. Нынешние шаманы не только, как я сначала сказала, говорят о том, что три года был насморк, но они говорят, как правило, либо о каких-то физических страданиях, которые их преследовали, либо о депрессивных состояниях, либо о том и другом, иногда речь может идти о чем-то ином. И, кстати, к подобного рода деятельности может приводить, естественно, не только шаманская болезнь, особенно в таких классических вариантах, о которых мы упомянули в начале нашего разговора, а здесь могут быть самые разные иные варианты, когда человек, например, получает травму, связанную с мозгом, и он вдруг начинает видеть, слышать и обращается тоже либо к шаманской практике, либо к целительской практике, либо еще к какой-то. Надо сказать, что это пока недостаточно изученные моменты и, наверное, в будущем это будет исследовано, но именно в интердисциплинарном варианте, когда нейрофизиологи, психиатры, психологи, биофизики и биохимики объединятся и рассмотрят это со всех сторон. Хотя в настоящее время уже есть такие интересные исследования.

Шаманизм очень часто напоминает волшебную сказку – духи, камлание, бубен, путешествие между мирами. Но мало кто знает, что избранничество и путь шамана связаны с так называемой «шаманской болезнью», которая является обязательным этапом прохождения обучения, по сути, именно она и определяет, станет ли человек шаманом или нет. Так что же это такое – «шаманская болезнь»?

Определение «шаманской болезни»

«Шаманская болезнь» - это ряд специфических состояний человека, сопутствующих формированию шамана. Это не болезнь в привычном смысле слова, так как она не является следствием какой-либо инфекции, заражения, физической травмы или психического расстройства. В каком-то смысле можно сказать, что она - одновременно испытание и «переформатирование» всей структуры человека, готового стать шаманом. Именно поэтому «шаманскую болезнь» можно рассматривать как первый этап шаманского посвящения, ведь часто так и происходит – она постепенно переходит в инициацию.

В целом же, «шаманская болезнь» - это своего рода период «рождения» шамана, такой же мучительный, но необходимый, как обычные роды человека, ибо во время «шаманской болезни» полностью меняется поведение человека, его отношение к жизни, меняется тело и так далее.

Признаки и симптомы «шаманской болезни»

Наиболее характерными симптомами шаманской болезни являются повышенная сонливость, часто сопровождаемая кошмарами, склонность к одиночеству и долгим прогулкам по нелюдимым местам, видения, различного рода галлюцинации, частые головные боли, которые в некоторых случаях доходят до эпилептических припадков, а также конвульсии странного происхождения и чрезмерная задумчивость.

Какими бы не были симптомы «шаманской болезни», устранить их каким-либо медикаментозным или «волшебным» способом нельзя, напротив, это только ухудшит ситуацию, поскольку ее природа связана с более могущественными силами, чем человеческие.

Почему возникает «шаманская болезнь» и когда она проходит?

«Шаманская болезнь» возникает, когда человека выбрали духи для того, чтобы он стал шаманом. Причем в некоторых случаях она появляется только как следствие того, что избранник не желает быть шаманом, и тогда духи будут мучить его столько, сколько потребуется. А в некоторых случаях она – просто этап формирования шамана. Но в любом случае, какой бы причиной не была вызвана «шаманская болезнь», избраннику духов ничего не остается, как принять свою судьбу и заняться шаманством, после чего «шаманская болезнь» и все негативное, что было с ней связано, исчезает без следа, словно ничего и не было.


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

В глухой бурятской деревне, недалеко от Гусиного озера, в старом доме несколько дней лежал без чувств молодой человек. Два старика рвали на части его тело, драли железными крючками, очищали кости, пускали кровь, выдирали глаза из глазниц...




Нет, это не кадры из фильма ужасов и не заседание клуба маньяков, глумящихся над жертвой. Речь идет об обряде посвящения в шаманы, который по сей день практикуется в Бурятии, Якутии, Хакасии, Туве, на Алтае. Обряд занимает от трех до семи дней. Кандидат в шаманы сначала «умирает», а затем «воскресает» в новом образе. Самый жуткий момент - церемония «расчленения».

Конечно, никто не издевается над беззащитным человеком, вся процедура носит символический характер. Но тот, кого готовят к этой нелегкой «должности», действительно все время лежит в уединении в специальном месте, куда посторонним вход воспрещен. Ему не позавидуешь: голова бедняги раскалывается от боли, ему мерещатся какие-то видения, слышатся голоса, во время сна одолевают кошмары. Но от этого никуда не деться - невозможно стать шаманом без того, чтобы не переболеть так называемой шаманской болезнью.



Шаманы всегда считались посредниками между духами и людьми. Эти колдуны своим умелым заступничеством избавляли людей от недугов, дурной наследственности, проблем в личной жизни. Но шаман шаману рознь. Некоторые могли действовать и во вред человеку: «заражали» недугами, насылали проклятия, а иногда умерщвляли, «съедали» человека. В зависимости от того, какие дела творят шаманы - добрые или злые, они делятся на «поедающих» и «дающих». В старину это разграничение обязанностей соблюдалось особенно строго.

Так или иначе, шаман никогда не получает свой дар просто так, за красивые глаза. Дар нужно заслужить. Многие становятся шаманами, наследуя свой дар от деда, бабки, тетки, реже от отца или матери. Такие шаманы называются родовыми. Если шаманский род прерывается, это большая трагедия. Тогда шаманы ищут среди окружающих того, кому можно передать свой дар. Лучший кандидат - ребенок, родившийся в рубашке.



Из таких детей, считают шаманы, получаются самые даровитые и перспективные ученики. Если ребенок был полностью в рубашке - из него получится великий колдун. Если рубашка закрывала его тело наполовину - из такого выйдет средний шаман. Из рубашки вырезали небольшой овал, натягивали его на каркас и получали бубен. Этот бубен подвешивали над люлькой ребенка. Когда малыш подрастал, бубен зарывали в землю.

Виктор П. не принадлежал к шаманьему роду-племени. Его отец-бурят всю жизнь ходил на лодке по Байкалу - ловил рыбу, коптил ее, сушил, солил и сбывал торговцам-перекупщикам. А вот мать принадлежала к редкой, исчезающей национальности-к тофаларам. В России их не больше 700 человек. Предки матери вели кочевой образ жизни в глухих таежных урочищах Саян, разводили оленей. Мать в детстве от родственников слышала, что кто-то из ее дальней родни шаманил. У тофаларов существовал культ черепов - им они поклонялись, их вышивали на своих одеждах и на повязках, которыми повязывали голову. Уже взрослым Виктор понял, что черепа в качестве украшения на одежде служили его предкам-шаманам защитой от злых духов. Сама мать Виктора к колдовству не имела никакого отношения, разве что колдовала всю жизнь над плитой - у него было два брата и одна сестра.

Виктор был старшим ребенком в семье. Отец предполагал, что ему он передаст все свои знания и умения, и уже с раннего детства брал парнишку с собой «в рейсы». Но однажды в их деревне объявился шаман...

В бурятских деревнях уклад жизни со временем изменился - цивилизация и сюда привнесла свои коррективы, но многое осталось как прежде. В селах люди живут бок о бок и знают друг о друге почти все. И когда в их деревне появился чужой человек, весть об этом быстро разнеслась по всем домам. Говорили, что чужак - непростой человек, а шаман, пришедший сюда с Саянских гор. Он обошел немало мест в поисках того, кому бы мог передать свой дар. Но никто не годился для такой важной миссии. И вот его выбор пал на Виктора - мало того что мальчик родился в рубашке, так еще и по материнской линии он считался тофаларом.



А шаман был как раз этого редкого роду-племени. Когда старик услышал об этом, его прямо затрясло. Он захотел увидеть мальчика и поговорить с его родителями.

Вите тогда едва исполнилось 15 лет. Когда шаман появился в их доме, отец закрылся с ним в одной из комнат и о чем-то долго разговаривал. Много лет спустя Виктор узнал, что отец был категорически против того, чтоб его старший сын занимался колдовством. Но авторитет старого шамана на Байкале был такой большой, что отказать ему мог только безумец. Отцу пришлось повиноваться воле старика. С тех пор жизнь Виктора полностью изменилась.

Рубашки, в которой Виктор родился, у него давно не было. Но это не остановило шамана. Старик позвал мальчика за собой, и тот навсегда ушел из дома. Отныне Виктора стали звать адацла сама - «сделанный из кусков», «надставленный». Любой опытный шаман знает - так называют тех, кто получил свой дар не по наследству. Из таких обычно получаются не самые сильные шаманы, но наставник постарался передать своему ученику все, что знал. И со временем Виктор стал очень сильным шаманом и получил новое имя - Шагай.

Виктор присутствовал при обрядах своего учителя, видел, как он поднимает на ноги больных, вселяет в людей надежду, находит без вести пропавших, читает по звездам судьбу, гадает по линиям руки.

Дар шаманства никогда не достается легко. Каждый, кто вступил на этот тернистый путь, заболевает особой, шаманской болезнью. Иногда она длится несколько недель, а иногда и несколько лет. Старик шаман убеждал Виктора потерпеть: чем дольше тот будет мучиться, тем сильнее станет.

Виктор «болел» долго - четыре года. Большую часть времени он провел в одиночестве, как оно и требовалось по старой шаманской традиции. В это время Виктор учился управлять своими эмоциями и телом. Со стороны такой человек кажется странным - он ведет себя как сумасшедший. Мотивы его поступков непонятны, речь несвязна, действия несогласованны. Чтобы усилить приступы болезни, будущий шаман искусственно вводит себя в состояние экстаза, используя самовнушение, напрягая волю, а зачастую применяя галлюциногены. Это могут быть галлюциногенные грибы или особые травы.

В таком состоянии будущий шаман может не спать по нескольку суток, не есть, не пить, с ним случаются припадки. Откуда у него берутся силы, непонятно. Тем не менее некоторые «кандидаты» показывают чудеса выносливости: поют, танцуют, охотятся в тайге, рыбачат. С Виктором происходило нечто подобное, но что именно - он не помнит. Ему рассказывали, что однажды он упал замертво на кровать, и тогда к нему пришли опытные шаманы. Сначала они подвергали его «пыткам» и «истязаниям» - чтобы его душа покинула тело и улетела в потусторонний мир. Этот момент - самый важный во время рождения нового шамана. Он означает, что шаман «заключил с духами договор» - установил связь, и теперь может камлать - ворожить. Говорят, в такой момент шаман видит - словно со стороны - собственную мать-душу. Такое случается только дважды в жизни. Первый раз - во время его духовного рождения и второй - во время смерти.

После обряда инициации, когда шаман приступает к своим прямым обязанностям, все симптомы странной болезни уходят навсегда. Это означает, что шаман исполнил свое призвание и отныне живет в согласии с волей могущественных духов и предков-шаманов.

Ступени № 18 2011