Притча о безумном богаче. Притча о богаче и лазаре Библейская притча о лазаре

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Евангелие от Луки 16:19-31)

Мне всегда было интересно читать повествование о богаче и Лазаре и слушать проповеди на эту тему. Совсем недавно я подумал, что неплохо было бы вновь поразмыслить об этой истории, рассказанной нашим Господом Иисусом Христом. Приступая к размышлению над историей о богаче и Лазаре, нам нужно отметить несколько моментов. Во-первых, история о богаче и Лазаре – это притча, то есть рассказ, использованный Иисусом для того, чтобы научить окружающих Его людей какой-либо истине, которую Он считал очень важной. Лазарь из притчи не должен у нас отождествляться с Лазарем из Вифании, братом Марии и Марфы. Мы знаем, что Иисус любил заходить к ним, но в притче не имеется в виду тот Лазарь. Речь идет о некоем нищем, которого звали Лазарь.

Во-вторых, нам следует отметить, что Иисус всегда подбирал притчи (или истории) согласно тому, с кем Он беседовал и какой цели Он хотел достичь. В данном случае мы видим, что Иисус рассказывает о богаче и Лазаре в беседе с фарисеями, которые, как пишет Лука, «были серебролюбивы», то есть любили деньги (Лк.16:14). Фарисеи ненавидели Иисуса и позволяли себе смеяться над Ним. Иисус же видел сердца и намерения людей с точностью, и поэтому хотел обличить их и указать на их недостатки. Причем наш Господь не делал этого в грубой и вызывающей форме, но использовал притчи для того, чтобы иносказательно указать людям на те или иные недостатки.

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

В данном случае, в центре нашего внимания находятся богач и бедняк Лазарь. В повествовании мы читаем о том, что богач жил в свое удовольствие. Он одевался в дорогую одежду. «Порфира – это … верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – это белая, тонкая нежная материя из египетского льна». Богач также ел и пил в свое удовольствие, закатывая роскошные пиры. Он, как написано, «пиршествовал блистательно».

В то же самое время у ворот дома богача лежал нищий, которого звали Лазарь. «Слово «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е. «нищий» всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога». Этот нищий лежал у ворот покрытый гнойными ранами. У него, по всей видимости, был какой-то вид кожного заболевания. Библия говорит, что он лежал в «струпьях» (греч. «покрытый ранами»). Струпья – это тонкая корочка, которая образуется на заживающей ране. Библия говорит, что псы причиняли нищему Лазарю ужасные страдания, потому что они облизывали его раны, не дав им зажить. А у Лазаря, вероятно, не было сил отогнать собак.

Как и все нищие, Лазарь питался остатками и объедками. Лука пишет, что он ел крохи, которые падали со стола богача. Он просил милостыню и жил только тем, что ему давали. В притче об этом не говорится, но наверняка богач знал о существовании нищего Лазаря, потому что неоднократно входил и выходил из своего дома. Но, видимо, богач был бессердечным человеком. Он не любил тратить деньги на других, но только на себя. В богатстве он, вероятно, видел смысл жизни, не обращая внимания на людей.

Как печально, когда материальные предметы становятся для нас объектами поклонения и внимания. Как печально, когда за ними мы перестаем замечать людей и проводим жизнь лишь ради своего удовольствия, отказываясь замечать то, что происходит вокруг нас.

Интересно, что Лука также описывает как Иисус в беседе с фарисеями привел другую притчу о том, как один управляющий простил добрую долю долгов своим должникам, надеясь на то, что когда он попадет в беду, те вспомнят о нем и помогут ему. Тогда Иисус упомянул следующую фразу: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9). «В нищем Лазаре богач мог приобрести себе друга, который бы помог ему попасть в вечные обители». Печально то, что богач не думал ни о чем и ни о ком, кроме себя и своего богатства. Ему не нужен был Бог, вечность, и, тем более, нищий Лазарь. Итак, мы с вами видим ясную картину, в которой показаны две противоположности – богач и Лазарь, человек здоровый и человек больной. Тот, кто не нуждался ни в чем и тот, кто нуждался во всем.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Интересно, что в дальнешйшем повествовании суть дела меняется. Умирает нищий, умирает и богач. Здесь нам интересно отметить следующее. Смерть, оказывается, уравнивает всех. Вы можете быть богатым, а можете и нуждаться во многом. Но богатый человек, так же как и бедный, когда-то умрёт. Учитывая современные технологии, может быть, богатому человеку смогут поддержать жизнь немного дольше, но в конце концов он всё-таки умрет. Похоронят его в такой же земле, в которой хоронят бедных.

Интересно, что по поводу богатства и смерти пишет ветхохаветный Екклессиаст: «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей» (Еккл.5:13-15).

Наверняка богачу устроили пышные похороны, а Лазаря похоронили «как собаку», но суть дела от этого не меняется. Перед смертью все равны – и богатый, и бедный. Однако в вечности участь богатого и Лазаря была разной. Лазарь был отнесен ангелами на «лоно Авраамово», то есть в место блаженства, а богач попал прямиком в ад.

Интересно, что в притче не сказано, что Лазарь попал в рай. Как пишут некоторые исследователи Библии, «рай был отверзт только страданиями и воскресением Христа». Однако в притче выражается мысль, что «Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с ним его посмертный жребий», то есть попав в место блаженства, которое ожидает всех праведников.

Слово «ад» обозначало «царство мертвых», или «место вечного наказания». Туда прямиком и попал богач. Бог справедлив в Своем суде, и поэтому каждый человек, живущий на земле, наследует после смерти ту участь, которую он заслужил. Праведникам уготовано вечное блаженство, а грешникам – вечное наказание.

В притче Иисус повествует о том, что богач мучился в аду. Он не находил себе места, будучи объят страшным пламенем… Но вдруг он поднял глаза и увидел вдали Авраама и вместе с ним – Лазаря. Лазарь возлежал на «лоне Авраамовом». В современном русском языке мы редко используем слово «лоно», поэтому для многих читателей Библии этот термин не понятен. У него несколько значений. В этом контексте имеется в виду, что Лазарь возлежал у груди Авраама, то есть находился в состоянии близкого общения с ним, как говорится, «чувствовал его плечо» как чувствует близкий друг.

Находясь в муках, богач взмолился, говоря: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24). Может быть, богач думал, что так как Лазарь был нищим при жизни, то и там, в месте блаженства, он находился у Авраама «на побегушках». Но как же богач ошибался. Авраам ответил ему, что он получил все хорошее при жизни. Верно, у богача было все при жизни. Он ни в чем не нуждался. Он веселился, хорошо одевался, его ничего не заботило. Он получил много доброго. Почему же он захотел вдруг и в вечности, жить так же хорошо?

Богач мучился в адском пламени, и наверняка его мучения усиливались потому, что он видел, что оказывается есть другая участь – место блаженства, куда попал Лазарь и куда не попал он. Он наверняка осознавал, что его страдания будут вечными так же, как и блаженство Авраама и Лазаря будут иметь вечную природу.

ОБНИЩАВШИЙ БОГАЧ

Как же все вдруг изменилось! Богач этого совсем не ожидал. У него было все, а теперь он оказался в таком жалком состоянии. У него была вся еда и все прохладительные напитки, которые он желал видеть на своем столе. Лазарь же хотел хотя бы объедки получить со стола богача. А тут, а аду, оказывается, что богач предстает в роли нищего. У него было всё богатство мира, но оно оказалось недостаточным для того, чтобы купить хотя бы несколько капель воды, чтобы смочить язык, который изнывал от высокой адской температуры. Богач, который все имел и всем обладал, оказался ни с чем, а нищий Лазарь, уповавший во всем только на Бога, получил полное утешение и облегчение. У него теперь было всё, чего не было, когда он жил на земле. И теперь он с сожалением смотрел на богача, который страдал и физически, и духовно.

В притче Господь повествует о том, что Авраам отказывает богачу в какой бы то ни было милости. Почему? Оказывается, что Божий суд настолько справедлив, что ни под каким предлогом люди из ада не могут купить или каким-то неведомым образом вдруг попасть в место блаженства. Не будет так, что вдруг среди праведников в стране блаженства обнаружится человек, который там быть не должен. Между адом и местом блаженства есть непроходимая пропасть, которую перепрыгнуть невозможно. Нельзя после смерти изменить свою участь, нельзя получить второй шанс. Все можно изменить лишь при жизни, сегодня. Завтра или послезавтра может быть слишком поздно. Можно не успеть.

Богач, увидев настоящее положение дел, просит Авраама уже не о себе, но о своей семье, говоря: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16:27-28). Богач был готов все отдать ради того, чтобы, Лазарь пришел в его семью и рассказал о том, что ожидает людей после смерти. Но Авраам опять отказывает ему в этом. Логика Авраама понятна. У людей есть закон и пророки. Господь Бог Сам заключил с людьми завет и оставил им понятные правила, согласно которым необходимо жить. Всё, что нужно делать, – это поступать согласно тому, что записано в Божьем Слове – и тогда успех в жизни будет гарантирован. Но, по словам богача, слов Бога, пророчеств и Божьих обещаний, оказывается недостаточно. Словам Бога не верят. Богач говорит, что если бы кто из мертвых вернулся на землю и всё рассказал, то ему поверят.

На самом деле, как вы думаете, если бы кто из мертвых вернулся к нам и рассказал бы всё как есть, ему бы поверили? Не думаю. Люди стали бы говорить, что такой человек, может, и не умирал вообще, что он напридумывал всё и что видел всякие галлюцинации. Авраам понимал это. Он сказал, что если Моисею и пророкам, мужам Божиим, с которыми Бог говорил напрямую, не поверили, то даже если бы кто-то воскрес из мертвых, то и ему бы не поверили. Неверие, оно и есть неверие. Если человек верить не желает, ничем его убедить невозможно, даже если бы кто вернулся «с того света». Неверующий человек придумает любые объяснения для того, чтобы подкрепить своё неверие.

УРОКИ ПРИТЧИ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

Что Иисус хотел сказать этой притчей фарисеям и всем Своим слушателям? Он хотел обратить их внимание на то, как они живут, а также на то, что является главным в жизни. Жить нужно для Бога и ради людей. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Мы никогда не должны забывать об этом. Если у нас есть богатство и какое-то имущество, употреблять его необходимо для Божьей славы и для помощи людям, а не только для себя. Нам следует обращать внимание не на деньги и материальные ценности только, но на людей, которые окружают нас, быть чуткими к нуждам и проблемам людей.

Также нам нужно помнить, что мы на земле не будем жить вечно. После смерти нас ждет вечность. От того, как мы проживем эту жизнь, зависит, что нас будет ожидать в вечности – вечное блаженство, или же вечное осуждение. Не стоит жить так, как будто бы смерти, Бога и суда нет. Бог есть, Он реален. Он также является гарантом справедливости. Мы можем процветать и показывать, что во всем успешны. Пока мы живем на земле, люди наших внутренних мотивов и дел могут не увидеть, но в вечности всё будет более, чем очевидно. Тогда будет проведена четка линия между честными и обманщиками, жадными и щедрыми, верующими и неверующими. Не стоит себя тешить мыслью о том, что Бог «закроет глаза» на то, что мы делали и как жили. Этого не будет. Бог милостив к нам, пока мы живем здесь, но от также и справедлив. Каждому Он воздаст по его делам.

Пока мы живы и здоровы, и имеем способность рассуждать и принимать решения, нам нужно обратить внимание на то, что говорит Божье Слово. Не следует ждать каких-то чудес или сверхъестественных событий, чтобы отдать свою жизнь в Божьи руки. Не нужно ждать, пока вы попадете в ситуацию, из которой вам очень тяжело будет выбраться и не останется ничего делать, как только взывать к Богу. Сегодня нужно доверить свою жизнь Богу и начать поступать правильно, жить честно и начать видеть не только себя, но и других людей.

Такую весть Иисус принес людям. Он пришел для того, чтобы всем явить Отца Небесного, но, несмотря на всю Его доброту, множество исцелений и чудес, многие в Него так и не уверовали. Он, как говорится, пришел из вечности, так как Он – Бог и вечен по Своей природе. Он рассказал о том, что людям нужно делать, чтобы узреть Бога. Но над Ним посмеялись и многие Ему не поверили. Его всегда окружало много людей, но настоящих друзей у Иисуса было очень мало.

Что скажешь ты в ответ на эту притчу? Господь желает, чтобы твоя жизнь изменилась, чтобы ты стал верить тому, что говорит Иисус, чтобы не был равнодушен к Божьим словам. Сегодня нам следует пересмотреть свою жизнь и приготовиться к вечности. Если в нашей жизни что-то не так, дай нам Бог сегодня, не откладывая это «на потом», придти к Иисусу в покаянии для того, чтобы не дай Бог не попасть в место вечных мучений.

У многих из нас, порой, наблюдается плохая привычка – оставлять дела, как говорится, «на потом». Так делают студенты в университетах, надеясь, что в последнюю ночь перед экзаменом смогут осилить сложный предмет. Так поступаем, порой, мы, думая, что у нас есть очень много времени, чтобы все успеть и все дела осуществить. Но правда-то в том, что времени у нас мало, тем более на важные вещи. Некоторые, менее важные дела, мы еще можем отложить «на потом», но ведь вопрос вечности не является мелким и неважным. Это вопрос жизни и смерти. Не оставляй его «на потом» никогда, ни под каким предлогом, потому что можешь не успеть. Как же потом будет жалко и больно, но изменить уже нельзя будет ничего… Пусть Бог поможет каждому из нас сделать правильный выбор, о котором мы никогда не пожалеем.

Примечания:

«Толкование притчи о богаче и Лазаре». Православие и мир . http://www.pravmir.ru/printer_1428.html (28.05.2010).

Притча «О богаче и Лазаре» — очень интересная притча, потому что в ней множество различных глубоких богословских смыслов. Но мне хотелось бы обратить внимание на то, что не лежит на поверхности этой притчи.

Евангелие от Луки (Глава 16, стихи 19–31):

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Богач пиршествует, рядом с ним нищий Лазарь. Казалось бы, странная ситуация. Неужели богач никогда не знал, что рядом с ним есть этот обездоленный человек? Ведь он каждый день празднует, роскошно одевается, вкусно питается, и рядом – нуждающийся, о котором он знает. Ведь, когда богач умирает и оказывается в аду, он обращается к Лазарю, он знает, что этот Лазарь некогда был рядом с ним.

Ответ на вопрос очень простой. Каждый из нас знает что такое «избирательное зрение». Мы часто, даже бессознательно вытесняем из поля нашего зрения то, что нам неприятно, что нам не любо, что не приносит нам радости и удовольствия. Точно так же богач, конечно же, знал, что есть несчастный Лазарь, но это знание не увеличило в его жизни радости. И поэтому это формальное знание никогда не превращалось в настоящую любовь.

Мы часто сталкиваемся с различными неприятными обстоятельствами в нашей жизни, и в нашей душе, порой, даже возникает определенное чувство жалости, но дальше жалости мы часто не идем. И вот там, где есть жалость, но нет дела, мы должны понимать, что это не то, что не любовь, это даже не начало любви, это просто естественная реакция все еще живой человеческой души на чужую боль и проблему.

Жалость – это бездеятельная любовь. Это та любовь, к которой мы призваны, но, которую мы не хотим реализовать. У каждого из нас есть на самом деле свой Лазарь. Тот самый Лазарь, которого мы не хотим видеть, которого мы вытесняем и сознательно, и бессознательно, мы не хотим быть рядом с ним, мы не хотим видеть его рядом с нашим, казалось бы, праздником жизни, чтобы этот праздник не испортить. И в то же самое время, Бог смотрит на нас глазами не нашими, а глазами того самого Лазаря, к которому нас каждый раз подводит.

Хочется пожелать, чтобы, прежде чем радоваться, тем ежедневным радостям, которые посылает нам в изобилии Бог, мы остановились и очень внимательно посмотрели вокруг себя. А где тот самый Лазарь, который как «заноза» торчит, где то в нашем сердце? Торчит, но мы не можем его вынуть. Потому что, только благодаря этой «занозе», мы и остаемся способными попасть в Царство Небесное.

Протоиерей Павел Великанов

Дети, я вам расскажу притчу о богатом и Лазаре, которую рассказал Иисус Христос Своим ученикам. Из этой притчи вы сами увидите, какой большой грех не помогать бедным, не подавать милостыню нищим и как страшно наказывает за это Бог. Один человек был очень богат, одевался в дорогие одежды и каждый день пировал. Какие богатые и дорогие одежды у него были! Не суконные, не шелковые, а из золотой парчи и бархата.

Каждый день он имел отличный обед и ужин. Какие вкусные кушанья подавались к его столу! Много разных дорогих вин ставили на стол, когда богач садился обедать, ужинать или завтракать. Сколько у него собиралось гостей, с которыми он ежедневно пировал! А в это время у ворот его дома весь в струпьях лежал один нищий по имени Лазарь. Этот голодный бедняк рад был объедкам, которые оставались от стола богача и выбрасывались вон. Возле этого несчастного, который едва мог сдвинуться с места, бродили собаки и лизали его раны.

Хорошо было жить богачу: ешь, пей что хочешь, только и дела, что веселись. И как тяжело было нищему! Но нищий умер, и попал он в царство небесное.

Слава Богу! Окончились страдания несчастного Лазаря. Он умер. Ангелы взяли его душу в рай, где Авраам и все святые. Нищий очутился в одном месте с Авраамом, который с радостью принял Лазаря, как отец, готовый посадить своего сына к себе на лоно (колени).

Умер и богатый, и его похоронили. Как вы думаете, где очутился богач после смерти? За то, что он и знать не хотел бедного Лазаря, ни разу не помог ему, Бог не пустил его в рай, а отправил в ад. Мучаясь в аду, богатый человек поднял однажды глаза кверху и увидел вдали Авраама и у него на руках Лазаря. Громко закричал богач: «Отец мой Авраам! Пожалей меня, пошли Лазаря, пусть он обмакнет кончик своего пальца в воду и смочит мне язык – я так мучаюсь в этом огне». Теперь-то богач узнал Лазаря, на которого не смотрел никогда, когда тот бедный лежал у его ворот. Но Авраам сказал: «Вспомни, как ты был счастлив в той жизни и как несчастен был Лазарь. Теперь же он здесь блаженствует, радуется, а ты мучаешься. Но кроме того, между нами и вами бездонная пропасть, так что никак нельзя перейти от вас к нам». Тогда богач попросил, чтобы Авраам хотя бы послал Лазаря к его пяти братьям научить, как нужно жить, чтобы и они не попали мучиться в ад. Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки, пусть делают то, чему он их учит». Богач сказал: «Нет, отец мой Авраам, вот если бы кто-нибудь из умерших пришел к ним, они бы покаялись». Однако Авраам сказал, что если его братья не слушают Моисея и пророков, то вряд ли поверят кому-нибудь из воскресших мертвых.

Вы поняли, дети, каким злым был этот богач! Вы осуждаете его за то, что он не помогал Лазарю, не взял его к себе в дом, не кормил и не лечил его, мол, так ему и надо! Да, дети. Плохо поступал богач, что не помогал Лазарю. Но разве у нас всегда помогают бедным? Разве не отказывают нищим? Не говорят: «Бог подаст!»? Еще хуже поступают. Не подадут милостыню, а назовут нищего лентяем, пьяницей и бродягой. Иной не только побоится сам подойти к нищему, который весь в лохмотьях, но и близко не подпустит его к себе. Нищему хочется есть, он просит хлеба или денег на хлеб, ему холодно, он устал и просит пустить его в дом погреться и отдохнуть, а ему говорят: «Пошел вон, дальше иди!» Богач хотя бы не гнал Лазаря от ворот своего дома, а у нас ведь часто гонят нищих с крыльца и дворов.

Бывает еще хуже, еще страшнее. Встречаются злые люди, у которых поворачивается язык смеяться над нищими и ругать их, поднимается рука отталкивать и бить их.

Милые дети! Будьте добрыми, подавайте нищим, будьте с ними ласковы: ведь они такие же люди, как и мы. Они наши братья. Кто не любит нищих, тот не любит Самого Иисуса Христа. Кто отказывает нищему, отказывает Христу. Кто любит Христа, тот любит и нищих. Если вы поможете бедному, подадите нищему, который и просит-то у вас: «Христа ради!» – вы подадите Иисусу Христу. Он Сам примет вашу милостыню.

Строгие блюстители закона сознавали, что каждый из них нарушает субботний покой для спасения или сохранения своего имущества, но открыто признаться в этом не решались.

Притча о званных

В это время прибывающие гости занимали места за обеденным столом, причем каждый из них старался занять место поближе к хозяину, так как на этих местах всегда сидели наиболее почетные и знатные гости.

Заметив такое стремление поставить себя выше других, Иисус дал им наставление не садиться самовольно на первое место, не возвышать самого себя, а смиренно ждать такого приглашения от хозяина пира. С тем, кто считает себя выше всех, кто, вследствие такого самомнения, стремится везде быть первым, может случиться большая неприятность: придет кто-нибудь почетнее его, и хозяин пира попросит самозванца уступить ему место, а другие лучшие места будут уже заняты, и встанет тогда гордец со стыдом и сядет на последнее место; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ().

Как трудно, даже почти невозможно, грешному человеку быть беспристрастным судьей своей жизни! Себялюбие всегда найдет хотя бы и ложные оправдания дурных поступков, а гордость превознесет и преувеличит значение кажущихся хорошими; и возмечтает о себе человек, и, подобно фарисею, будет считать себя не таким, как прочие, а такие мечты ослепляют, не дают возможности замечать свои недостатки, не дают места самоосуждению и препятствуют самоисправлению. И такой самовозвышающийся человек, считающий себя не таким, как прочие, и потому всюду стремящийся занять первое место, будет пристыжен и унижен, когда на окончательном Суде над родом человеческим ему предложат занять свое, то есть последнее место. В предупреждение такого печального исхода Христос заповедает нам смирение и самоуничижение и обещает нам, что не возвышающие сами себя будут возвышены.

Заметив, что званные на этот пир – все родственники, друзья и богатые соседи хозяина, Иисус, обращаясь к нему, сказал: когда даешь обед или ужин, не зови таких гостей, которые и тебя могут также угостить и тем воздать тебе за твое гостеприимство, а зови нищих, увечных, хромых, слепых и вообще бедных, которые сами не могут отплатить тебе тем же, но за которых воздаст тебе в будущей вечной жизни.

Говоря – не зови друзей () – Христос этим не воспрещает дружеские и родственные отношения к равным по состоянию, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Однако, этими словами Он предупреждает, что за добрые дела по отношению к тем, которые не остаются за то в долгу, награда получается здесь, на земле, и потому рассчитывать за такие добрые дела на награду в будущей жизни нельзя; поступающий так собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (). Творящий добро тем, от которых не может получить воздаяния, взаймы дает Богу, Который, конечно, не остается у человека в долгу.

О необходимости усилий над собой для вступления в царство Мессии

Услышав слова Иисуса о воскресении праведных, один из участников обеда, вероятно, тоже фарисей, сказал: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! () Говоря так, он, очевидно, под Царством Божиим подразумевал Царство Мессии и притом в том именно значении, какое придавали ему фарисеи, а так как фарисеи в царство мессии считали, что это Царство приготовлено именно для них, то и назвавший блаженным того, кто вкусит хлеба в этом Царстве, таковым блаженным считал несомненно себя и себе подобных. Но Христос, обращаясь к нему, притчею объяснил ему, что фарисеи-то и подобные им мнимые праведники не будут участниками Царства Мессии.

Один человек устроил большой званый ужин, но когда послал раба своего сказать званным, что все уже готово, то все они, как бы сговорившись, стали отказываться, придумывая разные отговорки. Один отговаривался покупкою земли, другой – покупкою волов, а третий – женитьбой. Тогда хозяин дома послал раба своего привести из того же города нищих, увечных, хромых и слепых, и, когда они возлегли и остались еще свободные места, послал раба за город звать всех, кого встретит, чтобы не было за ужином пустого места.

Смысл этой притчи таков: под видом большого ужина представлено Царство Мессии, как Царство Божие на земле и Царство Небесное в будущей вечной жизни. Устроитель этого ужина, Бог, приглашал, посредством ветхозаветного закона и пророков, весь народ еврейский вступить в уготованное для них Царство, а затем, когда Царство это приблизилось, вновь послал к приглашенным повторить приглашение и притом послал Самого Мессию. В притче Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что он явился в образе человека, то есть раба Божия. Посланный Мессия объявил евреям: приблизилось Царство Небесное (); идите, ибо уже все готово (). Но те из евреев, к которым, главным образом, относился этот призыв, которые по развитию своему и знанию Писания могли скорее всего понять и принять это приглашение, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения и не пошли на званый ужин. Тогда Господь повелел Мессии звать мытарей и грешников того же города, то есть того же народа; и когда все еще осталось много свободных мест, послал за пределы города, то есть народа еврейского, звать всех язычников вступить в Царство Мессии. Оканчивая эту притчу, Господь сказал: никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много их было званых , все были званы, но мало оказалось избранных ().

Обед окончился, и гости вышли из дома фарисея. Вероятно, под впечатлением только что слышанной притчи некто спросил Иисуса: неужели мало спасающихся?

(Когда именно, где и кем предложен этот вопрос, – Евангелист не поясняет, но нам кажется, что уместнее всего поместить беседу по поводу этого вопроса вслед за притчей о званных).

Неужели мало спасающихся, то есть вступающих или достойных вступить в Царство Мессии, Царство Божие и Небесное?

Не отвечая прямо на этот вопрос, Иисус сказал, что без усилия или особого старания, действительно, трудно войти в это Царство, врата которого тесны. О трудности войти узким путем в тесные врата вечной жизни Иисус говорил Апостолам в Нагорной проповеди (см. выше гл. 12, с. 373); давая и теперь наставления по тому же поводу, Он добавил, что войти в это Царство пожелают многие, и не возмогут (), то есть пожелают тогда, когда будет уже поздно, когда двери Царства будут затворены. Тогда вы , думающие, что это Царство предназначено исключительно для вас, стоя вне его, станете стучать в двери, прося отворить их. Но Господь скажет вам: Не знаю вас, откуда вы (). А вы ответите: «Как не знаешь, Господи? Ведь мы жили, управляемые Твоим законом и поучаемые Тобой через пророков». Но Он скажет вам: «Да, Я учил вас, но вы глухи были к Моему учению; вы не хотели знать Меня, и Я не знаю вас; отойдите же от Меня, делатели неправды! И увидите вы, как придут иные люди со всех стран света и возлягут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми пророками, а вы, потомки этих праведников, будете изгнаны вон; и вот, те, которых вы считаете последними, которых здесь презираете, будут там первыми, а сами вы, считающие себя первыми, станете последними».

Толкуя распространительно эту речь Иисуса, можно вывести из нее назидание для всех вообще людей: узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни, надо здесь, на земле, добрыми делами в Бога богатеть и тем приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти поздно будет: не заботившиеся об этом своевременно найдут двери Царства Небесного затворенными и услышат роковой приговор: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

Эту мысль Господь развил еще яснее, нагляднее, в следующей притче о богаче и нищем Лазаре.

Притча о богаче и нищем Лазаре

Один богач проводил жизнь в роскоши, одевался в порфиру и виссон и ежедневно пиршествовал, не замечая, что у его ворот лежал нищий Лазарь, покрытый ранами и струпьями. Всегда голодный, страдалец Лазарь желал напитаться хотя бы теми остатками от стола богача, какие на его глазах бросали собакам, но, по-видимому, и это было недоступно ему; никто не сжалился и над его болезнью, никто не перевязал раны его, и собаки облизывали их, препятствуя тем их заживлению. Умер несчастный, умер и богач; после смерти положения их переменились, каждый получил воздаяние по заслугам своим: Лазарь перенесен был ангелами в рай, а богач низвергнут в ад. Богач, в страшных мучениях, стал вспоминать свою беспутно проведенную жизнь; и представился ему нищий Лазарь, страдавший у его ворот и тем постоянно напоминавший ему о своих страданиях, на которого, однако, он не обращал никакого внимания, ничем не помог ему. В раздумье о том, где теперь этот страдалец, что сталось с ним, богач вдруг увидел его стоящим вдали вместе с Авраамом и взмолился: «Отче Аврааме ! Пошли ко мне Лазаря облегчить мои страдания!» – «Чадо ! (отвечал Авраам). Вспомни свою жизнь! Все, что считал ты высшим благом, чего жаждал и к чему стремился, ты получил с избытком; как богач, ты в роскоши и в неге проводил все дни свои; ты думал только о себе и был глух к воплям страдальца, мимо которого проходил каждый день, и ни разу не бросил ему куска хлеба, а он с кротостью и смирением переносил все свои муки и не роптал, не жаловался, что незаслуженно страдает. Поэтому Лазарь, не получивший от жизни ничего и, вместе с тем, сохранивший чистое сердце и незапятнанную грехом душу, здесь утешается, а ты , взявший от жизни все для себя и не сделавший ничего доброго для других, страдаешь теперь, и страдаешь вполне заслуженно. К тому же никто из нас не может ни избавить тебя от мучений, ни даже облегчить их, так как между нами и вами пропасть великая и сообщения невозможны: хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ()».

Познав теперь все безумие прожитой жизни своей, богач просит Авраама послать к оставшимся в живых пяти братьям его Лазаря как свидетеля постигшей его горькой участи, чтобы он научил их, как жить и как избавиться от этого места мучений.

"У них есть Моисей и пророки , – отвечал Авраам, – пусть слушают их (); они возвестили волю Божию, и кто исполнит ее, тот спасется». – «Нет, отче Аврааме (). Глухи мои братья к голосу Моисея и пророков, не слушают их, как и я не слушал; но если бы предстало перед ними какое-либо особое знамение, если бы кто из умерших пришел к ним и рассказал, что делается здесь, в загробном мире, то наверное покаялись бы».

Если бы кто пришел с того света и тем доказал существование его, то мы поверили бы в бессмертие души и вечную жизнь за гробом! Так говорят и теперь неверующие во Христа и, следовательно, в истинность Его слов. Им, как фарисеям, нужно знамение с неба. Но знамение не дается им. Почему? Да потому, что если каждому неверующему, во все времена и везде, где только живут люди, давать подобные знамения, то знамения эти должны были бы быть непрерывными и повсеместными; к тому же, если бы такое знамение было дано какому-либо неверующему, если бы к нему явился его умерший друг или родственник, то несомненно, что он объяснил бы такое явление своим болезненно-настроенным воображением и все-таки не поверил бы.

Если Моисея и пророков не слушают братья твои, то, если бы кто и из мертвых воскрес , не только не покаются, но даже не поверят ().

Не поверили евреи воскресшему из мертвых Иисусу Христу, и за то извергнуты из Царства Божия, основанного Христом здесь, на земле, а в будущей жизни тщетно будут стучаться в двери Царства Небесного, из глубины которого раздастся голос: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

На празднике обновления Иисус открыто объявил Себя Сыном Божиим, единосущным Отцу. И это, в связи с чудесами, совершенными Иисусом, должно было бы убедить Апостолов, что их Учитель действительно Сын Божий, а не еврейский Царь-Завоеватель. Но, по-видимому, и их соблазняло человечество Иисуса, и они не могли понять, как это Иисус может быть Сыном Божиим, сшедшим с небес, когда всем известно, что Он плотник из Назарета, сын Иосифа и Марии? Тайна рождения Иисуса была сокрыта от них; о ней они узнали из уст Богоматери значительно позже, после сошествия на них Духа Святого. К тому же Апостолы так сжились с лжеучением книжников о Царстве Мессии, что смотрели на учение Иисуса Христа, так сказать, сквозь очки, закопченные этим лжеучением. Апостолы, конечно, не раз приходили к заключению, что Иисусу, творящему собственною властью то, что может творить только Бог, надо верить безусловно во всем; и они несомненно, по временам, готовы были верить Ему и верили; но мысли о всемирном царстве еврейском, сталкиваясь с мыслями об Иисусе, Сыне Божием, должны были приводить Апостолов в полное недоумение; и чем чаще они думали о могущественном всемирном царстве еврейском (а не думать о нем они, как истинные евреи, не могли), тем более должна была ослабевать в них вера в Иисуса, Сына Божия.

Просьба апостолов умножить в них веру

Они, несомненно, переживали мучительную борьбу веры с сомнениями; но выйти победителями из этой борьбы, рассеять все сомнения они не могли собственными силами, и потому обратились к Иисусу с мольбой: умножь в нас веру (), помоги нашему неверию.

Иисус ничего не предпринял теперь, чтобы умножить веру Апостолов, а предоставил времени довершить укрепление и усиление их веры; повторил Он только сказанное прежде о силе и могуществе истинной, непоколебимой, никогда не допускающей сомнения, веры (подробности см. выше, с. 514).

Евангелие от Луки:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон.
Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая нежная материя из египетского льна. Этот богач, живя роскошно каждый день пиршествовал, живя, следовательно, в свое удовольствие. У ворот его дома лежал нищий именем Лазарь. Слово “Лазарь” буквально значит “Божия помощь”, т.е. “нищий” всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их.

В этом именно нищем богач и мог себе снискать друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители, но богач, как видно был человеком бессердечным, безжалостным к нищему, хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. Он не жалел денег, но тратил их лишь на свои удовольствия. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано “в рай”, потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

Лазарь заслужил эти “вечные кровы”, без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. “Умер и богач и похоронили его”. Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страдания грешников в аде и, может быть, возбуждает в них надежду, хотя и тщетную, на облегчение.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Кроме того Авраам приводит и другое основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни. “У них есть Моисей и пророки”, т.е. писанный Закон Божий, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны.

****************************
Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.
****************************

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.

Https://www.pravmir.ru/pritcha-o-bogache-i-lazare/

Рецензии

А вам не жалко "богача", который всего лишь носил тряпку, лучше которой сегодня носит любой бомж? Богача, который "пиршествовал" - какое может быть пиршество в те времена? Селедка с лепешкой? Богач не ограбил Лазаря, даже не знал про него, не украл у Лазаря шматок сала. Так за что его так? Бог такой завистливый? Пять, десять лет богач пожил как нормальный человек, а его за это на веки вечные в ад? Он ведь и сейчас там мучается, а Лазарь бездельничает. Где справедливость?

Читайте, все мои статьи для Вас, для таких как Вы- верующих, ищущих, заблуждающихся, сомневающихся, борющихся! И все они о Боге, о его миссии, о спасении и о Царстве Божием, которое внутри нас есть. И если что Вам будет не понятно, спрашивайте, я обязательно отвечу. Успехов!