О глотании слюны во время поста в рамадан. Памятка для постящихся: что нарушает и не нарушает пост Нарушается ли пост если глотать мокроту

Нам дорог каждый день, каждый месяц, отпущенный нам Всевышним, но среди 12 месяцев мусульманского календаря, именно Рамазан отличается своей священностью и не зря этот месяц называют Венцом года, "Шахруллах" (месяц Аллаха) и "Зийафатуллах" (пир Аллаха).

Согласно хадису Пророка Мухаммеда (С), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая, закрываются врата Ада и привязывают шайтанов, чтобы они не вредили мусульманам, не сбивали их с Пути Истины: "Если бы люди знали все преимущества месяца Рамазан, то они бы пожелали, чтобы он длился вечно" - говорит Аллах в священном Коране. Подобно тому, как осенний дождь очищает землю от всякой пыли, так и месяц Рамазан очищает душу верующих от грехов.

Именно в месяц Рамазан Священный Коран стал снисходить на Пророка Мухаммеда (С). В Коране о посте сказано: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! - на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то - число других дней. А на тех, которые могут это, - выкуп кормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это - лучше для него. А чтобы вы постились, это - лучше для вас, если вы знаете".

Как правильно соблюдается пост

Каждый мусульманин должен поклоняться Аллаху и следовать Его повелениям. Всевышний определил порядок соблюдение поста в течение благословенного месяца Рамазан. Соблюдение поста в месяце Рамазан обязательно для каждого, сознательного, совершеннолетнего, и способного поститься по шариату мусульманина.

Каждый день, после утреннего принятия пищи (имсак), перед тем, как начать пост необходимо сказать (ниййет):

"Держу пост в священный месяц Рамазан" и далее произнести "Бисмиллахи ррахмани ррахим. Ваджиб гурбетен иль Аллах". Полезным будет прочитать особую молитву этого дня поста (молитвы каждого дня поста можно узнать в мечети или же из религиозной литературы).

А вечером во время разговения (ифтара), до принятия пищи следует произнести: "Бисмиллахи ррахмани ррахим" - "Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного" и молитвой о принятии поста:

" Аллахумма лякя сумту вэ эла ризгикя эфтэрту вэ элейкя тэвэккэлту фэтэгэббэл мини энтэс- Сэмиул Элим. Аллахуммэ я васиэл-мэгфирэти игфирли".

Перевод с арабского языка: "О Аллах, для Тебя держал орудж. Ниспосланными Тобою благостями открываю ифтар, преклоняюсь перед Тобой и обращаюсь к Тебе. Прими мой орудж. Воистину Ты внимающий к молитвам и Всезнающий. О Всевышний Создатель и Хозяин, прости мои грехи!"

Открывать пост - ифтар желательно фиником, чистой водой, молоком или же чем-нибудь сладким. Ни в коем случае во время принятия пищи нельзя употреблять продукты, в которых есть свиное мясо или спиртные добавки. Нежелательно есть слишком плотно ни утром, ни вечером, это отягощает тело и вредно для здоровья. Желательно также накормить вечером тех, кто постился. Согласно хадису, тот, кто накормил вечером постившегося, получит такую же награду, как и тот, кто постился.

Что нельзя во время поста

В период между утренним и вечерним намазом (таблица поста приведена ниже) нельзя совершать некоторых действий:

1) Преднамеренно врать, клянясь именем Аллаха, пророков и имамов.

2) Есть и пить. Кроме того, ничего не должно поступать вовнутрь тела через естественные отверстия. Например, нельзя, чтобы вода зашла в ушное отверстие, или же через рот или нос в организм попал густой туман, дым и пар (витающую в воздухе муку, пыль, сигаретный дым и т.д.), нельзя также жевать жвачки и делать клизмы. Но если человек случайно съест или выпьет что-либо, забыв о соблюдении поста, то это не нарушает пост - в этом случае необходимо сразу же прекратить есть или пить. Если же постящийся наберет воды в рот, помня о посте, например, во время омовения или для охлаждения, и случайно, проглотит ее, то пост нарушается. После утреннего принятия пищи (имсак) до начала поста, необходимо тщательно очистить полость рта и между зубами от остатков пищи, так как если во время поста проглотить мелкие остатки пищи то это нарушает пост.

3) Вступать в половую связь. Нежелательно также супругам заниматься интимными ласками, возбуждающими друг друга. Супругам, которые ночью имели близость необходимо искупаться до начала поста. Отметим, что если оргазм произошел во время сна (поллюция), то это не ведет к остановке поста. В этом случае следует искупаться и продолжить пост.

4) Рвота, если произошла сознательно, нарушает пост. Если же постящийся вырывает против своей воли, то пост не нарушается, только следует прополоскать рот.

5) Менструация (послеродовые выделения). Появление менструации даже перед заходом солнца нарушает пост.

Освобождение от поста

"Кто из вас застанет этот месяц, пусть проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть соблюдает пост в другие дни. Аллах желает вам облегчения и не желает трудностей, и чтобы полно и завершенно совершили вы пост и возвеличили Господа за то, что Он вывел вас к пути истинному, может, вы будете благодарны!" - сказано в Коране.

Пост обязателен для всех верующих, кроме несовершеннолетних, престарелых и тяжелобольных, умалишенных, беременных женщин и кормящих матерей, путников и тех, кто находится на поле битвы. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни поста. Также как и больному, после выздоровления, причем сделать это до наступления месяца Рамазана следующего года. Но если человек болен или стар, и никак не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный день поста должен накормить досыта бедняка. Если пост был пропущен добровольно, из-за халатности или пренебрежения, то это является тяжким грехом и на него налагается тяжелый штраф (о размере спросить в мечети).

Соблюдение поста укрепляет здоровье

Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина не только духовно, но и укрепляет здоровье. Если человек постоянно ест и пьет обильно, не давая организму отдыха, то в теле скапливаются ядовитые вещества. Организм человека, уставший от систематического приема пищи в течение всего года, в этот месяц отдыхает. При этом в нашем теле происходит своего рода обновление. Вот что сказал по этому поводу Пророк Мухаммед (С): "Соблюдайте орудж, и вы станете более здоровыми".

По мнению врачей, пост укрепляет иммунную систему, улучшая функциональные показатели лимфоцитов в десять раз, а также повышая содержание клеток ответственных за иммунитет; препятствует ожирению; препятствует образованию избыточной кислотности, являющейся главной причиной язвы желудка; предохраняет от образования камней в почках, так как он повышает содержание в крови натрия, препятствуя процессам кальцинирования; сдерживает половые инстинкты и особенно у молодых, тем самым, предохраняя организм от психических и физических расстройств; воздержание от питья повышает энергетику организма и способность к обучению, улучшает память; активизирует и оптимизирует обменные процессы, проходящие в клетках с участием глюкозы, жиров и белков.

Месяц прощения грехов и подарков от Всевышнего

В месяц Рамазан Аллах ниспосылает людям большие блага, прощает им их прегрешения, облагораживает и одаривает.

Хаджи Фуад Нурулла- декан Бакинского Исламского Университета : "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Пост в месяце Рамазан является одним из столпов Ислама и приводит к наивысшему духовному и физическому равновесию. В этом месяце скрыты неиссякаемые богатства и милость нашего Творца, в котором Аллах прощает людям их прегрешения, облагораживает и одаривает. Не нужно думать, что пост - это просто ограничение в приеме пищи. Верующие должны воздерживаться и от греховных помыслов, слов, поступков. Нужно держать пост и мыслями, и ушами, и глазами, и языком и обязательно совершать, как можно больше добрых дел".

Пост в месяце Рамазан является одним из столпов Ислама. Пророк Мухаммед (С) сказал: "Кто соблюдал пост с верой и надеждой на награду, простятся ему прошлые грехи". "Кто соблюдает Пост ради Аллаха, того Аллах отдаляет от Адского огня на семьдесят лет за каждый день Поста". " Орудж подобен щиту, оберегающему людей от всех грехов и пороков". Пророк Мухаммед (С) призывал в этот месяц стремиться совершать, как можно больше хороших дел, каяться в ранее содеянных грехах, просить прощения у Всевышнего, раздавать милостыню, изучать Коран и читать молитвы. Не соблюдавшие пост в месяце Рамазан мусульмане будут строго наказаны Всевышним, в то время, как следование предписаниям принесет множество благ от Аллаха. Причем, величина награды зависит от поведения постящегося. Чтобы понять все величие оруджа и представить себе то огромное вознаграждение, которое мы можем получить за него, приведем высказывание Пророка Мухаммеда (С): "Вознаграждение за каждое доброе деяние человека увеличивается от десяти до семисот раз, кроме Поста. Всевышний Аллах сказал: "Пост совершается ради меня, и Я, который вознаграждаю постящегося, ведь он удерживает страсти свои ради Меня и терпит голод ради Меня". Клянусь, что запах изо рта постящегося, приятнее Аллаху, чем аромат мускуса".

Ночь Предопределения судьбы

Точная дата ниспослания Корана неизвестна, но вот уже в течение столетий верующие мусульмане отмечают священную ночь Лейлят аль-Гадр в последние 10 дней Рамазана по ночам в нечетные дни месяца (Эхья геджеси). По- другому она получила название - Ночь Предопределения судьбы, потому что считается, что именно в эту ночь Всевышний составляют судьбу человека на ближайший год. В Коране говорится: "Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое Ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь нисходят ангелы и Дух (Джабраил), с дозволения их Господа, дабы исполнить Его веления. В эту ночь - ниспослание приветствий до самого наступления зари".

Как правило, одни мусульмане отмечают эту ночь с 18 на 19, с 20 на 21, и с 22 на 23 число месяца Рамазан. Другие считают, что Священная ночь приходится именно в ночь с 26 на 27 число месяца Рамазан.

Духовное Управление мусульман Кавказа в официальной таблице месяца Рамазан объединило эти мнения. Поэтому "Лейлят аль-Гядр" ("Гядр геджелери") будут отмечаться в этому году в ночи - с 18 на 19 (с 28 на 29 августа), с 20 на 21 (с 30 на 31 августа), с 22 на 23 (с 1 на 2 сентября), и с 26 на 27-е месяца (с 5 на 6 сентября) Рамазан.

Сомнительные моменты в разъяснениях ахунда

Существуют определенные моменты поста, которые вызывают у людей сомнения. Чтобы прояснить их, Trend Life обратился к ахунду мечети "Тезе Пир" Хаджи Фаизу Нагизаде:

- Некоторые здоровые люди полагают, что могут "откупиться" от поста благими делами.

Нет, такие деяния не принимаются Аллахом, так как каждый здоровый мусульманин обязан поститься. За сознательное, преднамеренное нарушение поста, когда нет угрозы жизни или здоровью, человек подвергается "кяффаре", т.е. штрафу - за один пропущенный день необходимо держать пост после окончания Рамазана в течение двух месяцев или за каждый день нарушения оруджа накормить 60 нуждающихся обедом. Не принимается пост и у лицемеров, которые этим хотят завоевать уважение в обществе. В хадисе Пророка Мухаммеда (С) говорится: "Сколько из постящихся получат в награду за свой пост только голод, и сколько занимающихся служением Аллаху в ночное время - только бессонницу".

- Можно ли проводить в этом месяце свадьбы?

Это не запрещено, но некоторые неверно понимают смысл проведения свадебных торжеств. Думают, что можно проводить празднества со спиртными напитками. Надо понять, что Рамазан - месяц духовного и нравственного очищения, приближения к Господу, поэтому свадьбы должны быть отодвинуты на второй план.

- Можно ли постящейся женщине использовать косметику и благовония?

Это не запрещено, но лучше воздержаться. В принципе, женщина может всегда использовать косметику, благовония и одевать драгоценности, но только ради мужа, а не для того, чтобы привлекать внимание других мужчин. К тому же не стоит забывать, что помада с губ может попасть в организм, а это недопустимо во время поста.

Можно ли во время поста глотать слюну и мокроту, делать инъекции, удалять зуб, пробовать пищу, полоскать рот и купаться?

Лучше не совершать действий, вызывающих потерю крови, в том числе и удаление зуба. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, в этом случае пост нарушается. Принятие лекарств также прерывает пост. Инъекции делаются больным людям, для которых пост не желателен, но после выздоровления человек должен возместить эти дни. В свою очередь, глотание слюны и мокроты не прерывает пост, так же как и полоскание рта и купание. Только купающийся человек должен следить за тем, чтобы не проглотить воду и не окунуться в воду с головой. Например, не прыгать в бассейн или море.

- Можно ли, домохозяйке или повару при приготовлении пищи пробовать еду?

Пробовать пищу можно, но не проглатывать, а выплевывать. Если же пища проглатывается по забывчивости или несознательно, то орудж не считается прерванным.

Некоторые супружеские пары во время месяца Рамазан категорически отказываются от интимных отношений. Правильно ли это?

Естественно, что время поста это недопустимо, но после вечернего разговенья до утреннего намаза интимные отношения разрешаются, но с условием полного омовения до утренней молитвы. В Коране сказано: "Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они - одеяние для вас, а вы одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи..."

- Засчитывается ли человеку орудж, если он не совершает намаз?

Для мусульманина предписано пять обязательств - совершать намаз, держать пост, выплачивать закят (обязательный налог на благотворительные нужды) и хумс (часть годового дохода), совершать джихад и хадж в Мекку (по мере материальных возможностей). Все эти положения взаимосвязаны, однако нельзя считать, что если человек не совершает намаз, но держит пост, то это не засчитается. Считается, что совершение одних из этих обязательств является постепенными ступенями к другим. Чем не выполнять свой долг перед Аллахом вообще, лучше делать это хотя бы по частям. Таким образом, человек, не совершающий намаз, может соблюдать орудж и он будет засчитан.



Многие постящиеся задаются вопросом, можно ли глотать слюну во время поста Рамадан. Вопрос логичный, поскольку слюну можно считать жидкостью, а ее глотание – употреблением воды. Ответ на этот вопрос можно найти как в религиозных книгах, так и в изречениях многих ученых-мусульман.

  • Исключения: слюна с примесью
  • Глотание слюны после поцелуя

Общие положения относительно глотания слюны

Глотать слюну во время поста Рамадан можно. Обоснование этому можно найти в Сура Аль-Маида, 5:6.



Важно!
«Аллах не хочет создавать для вас трудности». Принимая во внимание это изречение и то, что постоянно выплевывать слюну сложно, ее глотание не находится под запретом.

Разрешение обосновывается следующим образом. Слюна – это жидкость, которая вырабатывается самим организмом. Защититься от ее появления нельзя, как, например, с водой, просто закрыв рот. Что бы мусульманин ни предпринимал, слюнные железы продолжат работу. Постоянно следить за накапливанием этой жидкости и вовремя сплевывать очень сложно, зачастую человек просто непроизвольно глотает естественное содержимое рта.




Еще одна причина, почему слюна не попадает в категорию инородных жидкостей – это то, что она все время остается во рту или на языке мусульманина. И ротовая полость, и язык являются внутренними частями организма, поэтому с них проглатывать слюну можно. А вот если мусульманин случайно передвинет слюну ко рту, она попадет на губы, а потом будет слизана обратно, это уже можно считать за нарушение.


Губы – наружная часть тела, и слюна, взятая с них, уже считается инородной. Однако если рассматривать вопрос, можно ли глотать слюну во время поста Рамадан по ханафитскому мазхабу, слизывание слюны не запрещено. Мусульмане в вопросах поста предпочитают верить именно ханафитскому мазхабу.




Что касается взятия слюны с рук, с нити, которая была облизана – это запрещено. Такие действия идут вразрез с правилами, ведь и руки, и нить являются внешними факторами.

Исключения: слюна с примесью

Несмотря на то, что пост не призван создать верующим неудобства, существуют несколько причин, почему нельзя глотать слюну во время поста Рамадан. В священных писаниях говорится, что мусульманин не должен глотать слюну, если в ней есть какие-либо примеси. В качестве примеси может выступать, к примеру, краска от нити, которую увлажнили языком перед началом шитья, кровь. Примесью считается все то, что меняет цвет слюны. На запах обращать внимание не стоит.



Обратите внимание!
Если слюна окрасилась кровью, лучше всего будет выплюнуть ее, чтобы не нарушать вышеизложенное правило.

Однако если мусульманин случайно нарушит эту рекомендацию, не следует корить себя. Несознательное нарушение за нарушение не считается. К тому же, если у человека часто кровоточат десны, постоянно сплевывать ему неудобно, а это еще одна причина, почему в некоторых случаях все же можно проглотить слюну.

Не следует считать за примесь пыль, которая поднялась с дороги, пола или другой поверхности. Человеку очень сложно защититься от налетевшей пыли и так же сложно удалить ее изо рта. Поэтому, если в рот попали частицы сухой пыли, можно не беспокоиться и сглатывать. То же касается мелких насекомых: полностью оградить себя от их случайного проглатывания нельзя, поэтому подобное не запрещено.




Поэтому можно проглотить:

Комара;
мошку;
муху.

Отдельно следует рассмотреть нанесение косметических препаратов.

Факт!
Косметика для лица или специальные масла для бороды, которые случайно попали на губы, а затем и в рот не влияют на глотание слюны.

Даже если слюна окрасилась в цвет косметического средства или приобрела его вкус, позволяется глотать. Обосновывается это тем, что человек не заносил вещество в рот намеренно, и никак не мог предотвратить его попадание.



Глотание слюны после полоскания рта

Во время поста не запрещено полоскать рот. Однако встает сразу два вопроса: можно ли глотать остатки влаги, которые сохраняются в ротовой полости даже после сплевывания жидкости, и можно ли глотать слюну? При попадании в рот жидкости слюнные железы начинают работать активнее, и накапливается довольно много этого естественного секрета. Кроме того, слюнная жидкость, можно сказать, оказывается с примесью – примесью воды.


Согласно самым верным источникам, глотание слюны после полоскания рта не запрещено. Жидкость необходимо сплюнуть, но, конечно же, во рту и на щеках останутся капли влаги. Избавиться от них очень сложно, как и от слюны, поэтому полностью разрешено проглатывание.



Глотание слюны после поцелуя

Рассматривая вопрос, можно ли глотать слюну во время поста Рамадан 2019, нельзя забывать и о поцелуях. Поцелуй может совершаться с проникновением языка в ротовую полость партнера, а это неизбежно приводит к передаче секрета слюнных желез. Получается, что слюна жены – это инородное вещество.

Действительно, слюну партнера, как чужеродное вещество, глотать не стоит. Лучше сплюнуть ее, чтобы предотвратить проглатывание, по крайней мере, большей части жидкости.

Совет!
Чтобы в дальнейшем не затрудняться с решением этого вопроса, лучше и вовсе не целоваться с проникновением языка.




Простые поцелуи разрешены, если они в конечном итоге не приведут к совокуплению.

Не следует слишком сильно нервничать из-за поста. Если нарушить одно из правил несознательно, например, рефлекторно проглотить слюну с примесью крови, ничего страшного не случится. Достаточно выучить основные правила.

Дорогие братья и сестры, поздравляем вас еще раз с началом благословенного Рамадана. Пусть Аллах примет ваши посты, намазы, зикры и дуа. Ниже приводится небольшое напоминание для постящихся — какие действия можно совершать в пост, а какие могут его нарушить (согласно ханафитскому мазхабу).

Данные действия НЕ нарушают пост:
1. Есть и пить по забывчивости (но нужно сразу же прекратить, как только человек вспомнит, что держит пост!)

2. Закапывать ушные капли (или попадание воды в уши во время купания)

3. Глазные капли или контактные линзы

4. Использование никотиновых пластырей, кремов, дезодорантов, других косметических средств или масла.

5. Прикосновение или поцелуи супругов

6. Непроизвольное семяизвержение или вовлечение в половой акт по забывчивости.

7. Использование мисвака или зубной пасты, если нет опасности проглотить пасту.

8. Анализы крови или хиджама, или любой способ извлечения крови.

9. Начинать пост, находясь в состоянии большого осквернения.

10. Инъекции, переливание крови, диализ почек или введение каких-то лекарств через капельницу.

11. Лечение или удаление зубов, если нет опасности проглотить лекарство.

12. Лапароскопия/иные хирургические вмешательства

13. Рвота, произошедшая случайно или преднамеренно, если она не заполняет весь рот.

14. Проглатывание рвотных масс ненамеренно.

15. Вдыхание дыма или пыли ненамеренно.

16. Проглатывание собственной слюны или слизи, даже если она спустилась в горло.

17. Купание, если вода не попадает в нос или горло.

18. Введение лекарств через интимные органы женщины или осмотр у врача-гинеколога (иные обследования этих органов).

19. Злословие или ложь.
Данные действия НАРУШАЮТ пост:
1. Есть или пить сознательно, зная, что держишь пост.

2. Проглатывание зубной пасты или жидкости для полоскания рта.

3. Проглатывание пищи, застрявшей между зубами (даже на размер горошины).

4. Проглатывание слюны другого человека (к примеру, другого супруга во время поцелуя).

5. Использование назальных капель (закапывание в нос лекарства).

6. Прием каких-либо лекарств через рот.

7. Применение медицинских ингаляторов.

8. Вдыхание дыма сознательно (при курении, например).

9. Сознательное совершение полового акта.

10. Семяизвержение, вызванное сознательной стимуляцией (к примеру, мастурбация).

11. Эндоскопические исследования (введение зонда через рот или прямую кишку, поскольку их смазывают лекарствами).

12. Введение каких-то веществ через прямую кишку (клизма, например).

Примечание: Еда, питье и совершение полового акта намеренно в течение дня поста требуют каффары (непрерывного поста в течение 60 дней).

https://youtu.be/Lk5jtr3YU8Q

Ответ: Если это проглатывание является проглатыванием обычным, то есть то проглатывание, каким занимается человек в течении дня, обычно проглатывает слюну, которая накопилась у него во рту, то это не является тем, что аннулирует уразу, по единогласному мнению. Единогласное мнение об этом передал ан-Навави. Это потому, что тяжело освободиться от этого, человек не способен постоянно выплевывать слюну, которая есть у него во рту, а так же потому, что это касается всех людей, если бы это нарушало уразу человека, то посланник Аллаха, саля Ллаху аляйхи ва саллям, разъяснил бы это. И сказал бы: «Слюну во время уразы не глотайте и постоянно ее выплевывайте».

Вопрос: Если же человек накопил много слюны во рту, а затем проглотил её, портит ли это пост?

Ответ: В этом вопросе есть два мнения, Шафиитов и Ханбалитов. И более правильное мнение из этих двух мазхабов, то, что это не портит уразу потому, что нет довода на то, что проглатывание слюны, таким образом, портит уразу. Это мнение выбрал ибн Кудама. - Потому, что мы ранее сказали то, что если человек не копит слюну, а просто проглотил то, что образуется во рту, это не портит его уразу, даже если он проглатывает ее намеренно, то же самое можно сказать и здесь, нет какой-то очевидной разницы между этими двумя моментами. И это мнение выбрал шейх ибн Баз, а так же шейх ибн Усеймин, рахматуЛлахи алейхима.

Итог: если человек глотает свою собственную слюну, много он ее проглотил или мало проглотил, копил он ее намеренно или просто проглотил то, что образовалось во рту, в любом случае данное деяние не портит уразу, из-за отсутствия довода на то, что это портит уразу.

[Примечание редактора стенограммы]:

Что касается слюны, то в данном вопросе есть несколько разных картин в которых есть разграничения у ученых.

1. Первый случай – у кого была слюна во рту, и он ее проглотил, без того, чтобы специально собирать её.
В таком случае, учёные единогласны что его пост не нарушен и это является дозволенным без нежелательности

Сказал имам Бурхану Ддин Ибн Муфлих : «Если постящийся просто проглотит слюну, без того, чтобы специально копить её, то это не является нежелательным без разногласий ».

Источник: «Аль-Мубди», 3/36.

И это потому, что от этого невозможно уберечься человеку

Сказал Ан-Навави : «Проглатывание слюны не нарушает пост по иджма , если это было обычным образом. И это потому, что трудно уберечься от этого». Источник: «Аль-Маджму», 1/62.



2. Второй случай : если во рту у постящегося собралось большое количество слюны, однако ненамеренно, по причине увлеченности разговором, и т.д., и он проглотил её

В таком случае пост не портится также, по тем же причинам что и в первом случае.

Сказал имам аль-Имрани аш Шафии : «Если собралось много слюны во рту постящегося не специально, как например затянулся разговор, и по этой причине собралась слюна, и он проглотил ее, или подступила мокрота и слизь и он не мог ее сплюнуть – то его пост не нарушается по причине этого, так как он не мог уберечься от этого». Источник: «Аль-Баян», 3/505.

3. Третий случай – если человек собрал слюну во рту специально, и проглотил.

В этом разногласят учёные, и в этом вопросе 2 мнения как у ханбалитов, так и у шафиитов и маликитов.

И те, кто сказали, что портит, мотивировали тем, что проглатывания этого можно избежать.

А те, кто сказали, что не портит, исключили слюну из этого правила, так как она из внутренних жидкостей организма, и ее пребывание во рту и проглатывание привычное и обычное дело.

Сказал имам Ибн Кудама :

«То, чего невозможно избежать попадания в желудок - и это подобно проглатыванию слюны – не портит пост постящегося, потому что уберечься от этого затруднительно, и это похоже на пыль дороги, или то пыль от просеивания муки.

А если постящийся намеренно собрал слюну во рту, а затем намеренно проглотил её – то это не нарушило его пост, так как слюна появилась внутри него из желудка, и нет разницы между этим случаем, и между тем, кто не собирал слюну (так как в обоих случаях эта жидкость из его организма)

И в этом вопросе есть и другое мнение, а это то, что это нарушает пост, так как постящийся мог избежать этого, и это похоже на то, как если бы он. И первое более достоверно»

1. Нарушает ли пост рвота?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:

«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост » (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ

От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).

2. Нарушается ли пост от уколов?

Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).

3. Можно ли во время поста глотать слюну?

В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).

4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?

В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:

«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах » (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).

ولا قضاء عليه ولا كفارة

(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).

5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?

В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).

6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?

Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).

7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?

Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:

1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.

2. Совершеннолетие и разум.

3. Наличие силы держать пост.

4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.

5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.

(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)

8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?

В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается » (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).

9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?

Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).

10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:

«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся) » (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).