Костел святого Симеона и святой Елены: исторические вехи. Костёл Св. Симеона и Св. Елены Семейная трагедия и чудесное творение

Величественный католический храм Святой Людмилы (Kostel svaté Ludmily ) - это действующий костел, который относится к Римской католической церкви, был основан в 1888 году. В строительстве здания и в создании интерьера внутреннего убранства храма принимали участие практически все известные на то время архитекторы, скульпторы, художники Чехии.

История жизни святой Людмилы Чешской

Строительство католического костела в Праге было закончено и освящено в 1893 году в честь первой христианской святой Людмилы Чешской, которая погибла мученической смертью за свои убеждения. Она считается покровительницей родной чешской земли, заступницей матерей, бабушек, христианских воспитателей и учителей.

Блаженная Людмила родилась в княжеской семье рода Пшованов в IХ веке. После замужества вместе со своим супругом князем Борживою I уверовала во Христа и приняла Святое Крещение от святителя Мефодия. В последствие супруги стали строить храмы по всей территории княжества и вести просветительский образ жизни. Ряд исторических документов свидетельствуют о том, что молодая княгиня была довольно образованной, знала несколько иностранных языков, в том числе греческий и латынь.

После преждевременной кончины супруга блаженная Людмила раздала свое имущество нищим и с полной преданностью божьей воле сносила превратности судьбы. Двое своих сыновей и четыре дочери она воспитала в христианских традициях. Младший сын княгини Вратислав встал на престол после смерти отца, но фактически управляла государством Людмила. В памяти народа она была мудрой правительницей, вела праведную жизнь, заботилась о больных и обездоленных. Князь Вратислав находился на престоле еще тридцать три года и также скончался. Тогда в возрасте 18 лет к власти пришел внук и воспитанник княгини Людмилы Вацлав, сын Вратислава.

Согласно преданию родная мать Вацлава княгиня Драгомира не была истинной христианкой. Пользуясь неопытностью молодого правителя, она стала насаждать своему народу старые языческие традиции, нравы, возненавидела свекровь за христианское воспитание своего сына и приказала, во что бы то ни стало избавиться от блаженной Людмилы.

В результате заговора княгиня была задушена язычниками во время молитвы ее же собственной вуалью. Святой от роду тогда было 61 год. Великомученица Людмила Чешская была канонизирована в ХII веке.

Внешняя архитектура храма

Здание костела Святой Людмилы построено в неоготическом стиле по проекту архитектора Йозефа Моцкера. Представляет собой базилику из кирпича с двумя 60-метровыми башнями по краям, в каждой из которых помещены по два колокола. Это громадное фантастическое сооружение под крестовым готическим сводом воспринимается снаружи как устрашающее, величественное и темное. При этом стрельчатые вытянутые и заостренные к верху арки выражают идею устремления готического храма ввысь. Завершенные острыми шпилями башенки также активно взаимодействуют в создании величественного и возвышенного образа костела, подчеркивая его вертикаль.

Фасад здания украшен резными деталями и многоцветными витражными стрельчатыми окнами, которые подчеркивают культовую и религиозную тематику архитектурного сооружения. Главный вход в католический храм венчают тяжелые массивные двери, оформленные строгим орнаментом. Над порталом находится большое окно в виде розы. Украшением тимпана является рельефное изображение Христа, святых мучеников Людмилы и Вацлава работы скульптора Й. Мысльбека. А в боковых проходах и на фронтонах установлены сотворенные руками скульпторов Й. Мысльбеком и А. Прохазкой фигуры святых, которые покровительствовали Чехии в разные времена.

Интерьер костела

Внутреннее убранство костела контрастирует со строгим и темным фасадом здания. В храме очень торжественно и светло. Изящные цветочные рисунки нанесены на потолочные готические своды.

Удивительно красивые белые орнаментированные колонны с отделкой в виде крестов, изящные яркие в оранжевых, голубых и золотых тонах фрески на стенах и стрельчатых полуарках, геометрические и этнические узоры, разноцветные витражи на стрельчатых окнах – во всем чувствуется любовь и присущий чехам вкус.

Интерьер костела создавался знаменитыми живописцами Й. Чапеком и Ф. Женишеком, скульптором А. Прохазка. Художник А. Турек создал эскизы главного алтаря храма Святой Людмилы. Костел открыт для прихожан, посетителей и туристов во время ежедневных богослужений.

Вход: бесплатный

Адрес: ул. Советская, 15, Минск, Беларусь

Как добраться:

  • Станция метро «Площадь Ленина»;
  • Автобусы №100, 69, 1 (остановка «Площадь Ленина»).

Расписание месс

  • Св. Месса в воскресенье - 08:00 (польск.), 09:00 и 10:00 (литовск.), 11:00 и 13:00 (польск.), 15:00 (для детей), 16:00 (латинск.), 17:00, 19:00, 21:00;
  • Св. Месса в будни - 07:00 и 09:00 (польск.), 12:00, 15:00, 17:00, 19:00.

Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте .

Костёл святых Симона и Елены, который находится в центре Минска, был возведен на средства выдающегося белорусского деятеля, Эдварда Адама Войниловича. При этом он и его жена поставили условие: здание костела должно быть построено по проекту, который они сами и утвердят.

Как строился уникальный храм

Строительство костела началось в сентябре 1906 года, все внутренние работы выполнял польский мастер Зигмунд Отто. Освящение прошло в ноябре 1910 года, тогда же и начались проводиться первые службы. В 1909 году были проведены дополнительные работы, в процессе которых башни храма украсили три колокола: «Эдвард», получивший свое название в честь Войниловича, «Симон», в честь его сына, и «Михаил», в память о покровителе Минского архиепископства.

Название свое костел получил в честь святых Симеона и Елены, в память об их детях, рано ушедших из жизни – Сымоне, которому было 12 лет, и 19-летней Алене, один день не дожившей до своего дня рождения.

Период забвения и возрождения

После прихода большевиков к власти достопримечательность Минска разграбили, но здесь по-прежнему проводили богослужения. В 1932 году здание снова было оборудовано для работы Государственного польского театра, но после репрессий против этнических поляков 1937-1938 годов здание стало принадлежать киностудии «Советская Белоруссия». Спустя несколько десятилетий, в 1975 году, здание костела было переоборудовано под Дом кино. Здесь в самой высокой башне находился Музей кинематографии, его главное помещение вмещало 2 зала на 250 мест каждый.

Лишь только в 1990 году здание достопримечательности Беларуси приняло первоначальный облик и вернулось к церкви. Здесь, перед зданием костела, в 1996 году, установили скульптуру Святого Михаила, который копьем своим пронзает крылатого змея. Это символ победы небес над силами тьмы. Автором композиции являлся мастер Голубев, ее общая высота – 4, 5 метра.

Через несколько лет, в 2000 году, тут появился еще один памятник – «Колокол Нагасаки», который напоминает всем о жертвах ядерных катастроф, когда-либо случившихся в мире. В 2006 году в помещении костела были перезахоронены останки основателя храма, Эдварда Войниловича.

Сегодня Костел святых Симона и Елены включен во все экскурсионные маршруты по Беларуси, является одним из величайших памятников архитектуры 20 века и одной из визитных карточек города, памятных мест, куда обязательно должна ступить нога каждого туриста.

Один из самых красивых храмов Минска - католическая церковь святых Симеона и Елены. Находится этот памятник религиозного зодчества в центре столицы, украшая ее своей архитектурой. Условием благотворителя Эдварда Адама Войниловича, на чьи деньги был построен этот храм, было требование, чтобы костел возвели в строгом соответствии с проектом, утвержденным им и его супругой. Об этой церкви и пойдет речь ниже.

Инициатор и спонсор строительства

Костел святого Симеона и святой Елены обязан своим существованием человеку знатному и уважаемому в обществе своего времени - Эдварду Войниловичу. При жизни он был мировым судьей и председателем общества сельского хозяйства в Минске. Кстати, костел святого Симеона и святой Елены был не единственным культовым сооружением, построенным на его средства. Он также спонсировал возведение для верующих иудеев Клецка синагоги, а для православных христиан - церкви. Скончался этот человек в 1928 году в возрасте 81 года.

Начало строительства

Впервые идея о постройке костела забрезжила у горожан в 1897 году. Но осуществить ее оказалось не так-то просто, и строительство пришлось отложить. Лишь в 1905 году власти города выделили участок под застройку католического храма. четы Войниловичей позволила реализовать проект. Мотивом супругов служило не просто желание помочь католической общине обрести свое здание для проведения молитв и богослужений. Дело в том, что 1897 году у Эдварда и его жены скончался вследствие тяжелой болезни двенадцатилетний сын Симеон. А в 1903 по этой же причине умерла дочь, которая отошла в мир иной в канун своего девятнадцатилетия. В память о своих почивших детях супруги и решились подарить городу костел святого Симеона и святой Елены.

Строительство храма

Авторами проекта выступил архитектор из Варшавы Томаш Пояздерский. Известна интересная история о том, как создавался этот храм. Согласно ей, дочь Эдварда Елена незадолго до смерти видела сон, в котором фигурировал красивый храм. После пробуждения она сделала набросок этого здания. Этот-то рисунок и служил точкой отсчета и ориентиром при разработке проекта, в результате которого был построен костел святого Симеона и святой Елены. Минск до сих пор гордится этим зданием как настоящей жемчужиной городской архитектуры.

Две башни костела олицетворяют двух погибших детей семьи Войниловичей. С северо-восточной стороны располагалась большая башня высотой в пятьдесят метров. Она символизировала родительскую скорбь о потерянных чадах. Окна-розы впускали внутрь здания солнечный свет, пропуская его через витражи, созданные Франтишко Бруздовичем на основе традиционных белорусских орнаментов. Музыкальное сопровождение богослужений в церкви осуществлял большой орган и три колокола. Вместе с культовым сооружением была построена так называемая плебания - жилой дом и хозяйственные помещения для проживания священника. Весь комплекс был огорожен железной оградой с

Завершили строительство храма за пять лет. В ноябре 1910 года костел святого Симеона и святой Елены освятили в торжественной обстановке. Общественные же богослужения в нем начались незадолго до Рождества того же года.

Революция

После революции 1917 года костел, понятное дело, закрыли. Зато в его здании расположился Польский театр, которому наследовал Дом кино в комплексе с кафе. Место это в советские времена считалось престижным и попасть туда было не так-то просто.

Возвращение верующим

Возвращение здания в руки верующих пришлось на 1990 год. Спустя шесть лет на территории комплекса была установлена скульптура архангела Михаила, пронзающего копьем дракона, символизирующего зло. В 2000 рядом с этой скульптурой появился памятник «колокол Нагасаки», которой обогатился костел святого Симеона и святой Елены. Беларусь получила его в подарок от католиков Нагасаки. Сделан этот колокол в точном соответствии с образцом из Японии по имени «Ангел», чудом уцелевшим после атомной в 1945 году.

Костел сегодня

Красный костел - так сегодня за свой цвет, обязанный красному кирпичу, называют горожане костел святого Симеона и святой Елены. Минск и жители столицы считают его не только одним из своих религиозных центров, но и культурной достопримечательностью. Под основной базиликой храма в специальном зале периодически проходят различные выставки, концерты и спектакли. Знамениты также концерты органной музыки, проходящие в церкви.

К сожалению, ничего неизвестно о том, где сейчас покоятся останки детей семьи Войниловичей - передавая здание храма под нужды театра, советские власти распорядились снести фамильный склеп и перезахоронить останки. Уже после возвращения костела верующим подле храма был погребен его строитель - Эдвард Войнилович, останки которого перевезли из Польши, исполняя его завещание.

Костел святого Симеона и святой Елены: адрес

Данный храм - это одна из визитных карточек Минска. Для тех, кто желает посетить его, полезно будет узнать адрес: город Минск, улица Советская, 15.

Костел Святых Симеона и Елены в Минске (Белоруссия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Белоруссию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Среди памятников советского конструктивизма, расположенных на площади Независимости в Минске , возвышается красивейшее здание из красного кирпича. Костел Святых Симеона и Елены, построенный здесь в начале 20 века, чудом дошел до наших дней, хоть и не раз рисковал быть разрушенным. Любой человек, посетивший этот храм, выходит из него полным сил и светлых мыслей. Хотя, возможно, этот костел никогда не был бы построен, если бы в жизни известного минского дворянина Эдварда Войниловича не случилась личная трагедия. Храм посвящен его преждевременно ушедшим детям.

История

Войниловичи - один из древнейших шляхетских родов Белорусиии . Эдвард Войнилович был весьма видной политической фигурой и богатым помещиком, но такой высокий статус не мешал ему заниматься благотворительностью и поддерживать белорусское национальное движение. К сожалению, в его семье на рубеже 19 и 20 веков произошло большое горе. В 1887 г. умирает 12-летний сын Симон, а в 1903 г. - 19-летняя дочь Елена. В память о них Войнилович решил построить храм и назвать его в честь святых, покровителей сына и дочери.

Храм из красного кирпича (поэтому и по сей день он также известен как Красный костел), был освящен в 1910 г.

После установления в Минске советской власти костел был разорен. Но богослужения проводились в нем еще несколько лет. В 1932 здание храма передали Польскому театру БССР, спустя еще шесть лет - киностудии. В 1975 г. костел переоборудовали в Дом кино. В башне открыли кинематографический музей, а помещение для богослужений разделили на 2 зала по 250 сидячих мест.

В 1980-х годах существовали планы разрушения храма, которые к счастью не были воплощены в жизнь.

Здание вернули католикам лишь в 1990 г. А спустя шесть лет перед храмом была установлена скульптура Архангела Михаила, пронизывающего копьем змея. В 2006 г. в костел были торжественно перенесены останки его создателя Эдварда Войниловича.

Что посмотреть

Сегодня храм Святых Симеона и Елены - одна из визитных карточек Минска. Он включен в большинство автобусных и пешеходных экскурсионных маршрутов, проходящих через столицу Белоруссии.

Слева от входа в костел стоит колокол Нагасаки. Этот памятник призван напоминать о последствиях ядерных катастроф. Минский колокол - копия знаменитого «Ангела», уцелевшего после атомной бомбардировки Нагасаки. От него тянется тросик, дернув за который каждый желающий может почтить память жертв радиации колокольным звоном.

Главный символ костела - 50-метровая четырехъярусная башня-колокольня в юго-восточной части. Кстати, 2 шатровые малые башни высотой 36 метров поставлены не на главном фасаде, а нетрадиционно - сбоку от алтарной базилики. Высота зала для богослужений достигает 15 метров, ширина фасада составляет 45 метров.

Расположенные в костеле скульптуры принадлежат авторству Зигмунда Отто. Он же разработал амвон, ограждения и бронзовые элементы храма. Создатель великолепной живописи на стенах и сводах, а также оконных витражей - художник Франциск Бруздович.

Практическая информация

Адрес: Минск, пл. Независимости, 15. Веб-сайт .

Ближайшая станция метро: «Площадь Ленина».


"Красный костел " был построен в стиле новороманском, где были воедино соединены мотивы готической и романской архитектуры. Благодаря использованному в строительстве красного "модернового" кирпича, из которого сложен костел, местное население называет его "красным костёлом".

Этот костел, прежде всего, памятник Симеону и Елене. Симеон и Елена - это дети Олимпии Узловской и Эдварда Войниловича.

Как добраться до красного костела:

"Красный костел" находится рядом с площадью Независимости(раньше пл.Ленина), около одноименной .

Род Войниловичей является одним из самых древнейших среди шляхетских родов Беларуси. Отец двоих детей, Эдвард Войнилович являлся известной и видной политической фигурой, был крупнейшим помещиком Случчины, а также был последним потомком знаменитого рода, чье наследство и богатство он в итоге унаследовал.

Однако, судьба преподнесла Эдварду и Олимпии Войниловичам ужасный удар: в двенадцать лет (по иным сведениям, в два года) умер их единственный сын Сымон. Ситуация еще усугублялась тем, что не осталось наследника рода. "Я стал звеном, вырванным из цепи", - так писал Войнилович Эдвард.

Единственным оставшимся для родителей утешением стала дочь Елена. "Бог сохранил нам дочь, разум и прекрасный характер которой -очевидный знак Божьего милосердия над моей головой; они не позволили мне впа¬дать в апатию и сомнение". Елена была набожной, умной девушкой, которая любила живопись. Продавая свои рисунки она кормила бездомных, покупая на вырученные деньги хлеб.

Но в 1903 году семью Войниловичей снова постигла беда - не дожив всего один день до своего девятнадцатилетия, ушла из жизни и их любимая дочь Елена! Страшное горе заставило Эдварда Войниловича написать следующие строки: "С некогда могучего древа моего рода опадал листок за листком, и я остался только как одна веточка, осужденный на умирание, как опаленное громом дерево, которое уже никакая весна не оживит".

Хранить свое богатство стало не для кого, тогда Эдвард и Олимпия Войниловичи пожертвовали все что у них было на возведение храма, причем с условием, что построен он будет по представленному ими проекту.

Легенда гласит, что дочь Елена, уже будучи тяжело больной, чувствуя приближение своей кончины однажды во сне увидела ангела, который показал ей храм невиданной красоты. Проснувшись утром, Елена по памяти нарисовала тот храм и попросила родителей после своей смерти в память о ней построить костел по её рисунку.

Поэтому, если верить этой легенде, то эскиз костела был передан свыше. Но, если верить документам, то проект костела был разработан в мастерской известного тогда архитектора Владислава Маркони. Однако, настоящим автором проекта является никто иной, как польский архитектор Томаш Пояздерский. Пояздерский, как гражданин другой страны, не имел права на какую-либо деятельность на территории Российской империи, как и на строительство любых сооружений, в том числе, костелов. Как раз поэтому его имя нигде не фигурировало в официальных источниках. Завершил строительство костела архитектор Гай, а интерьеры были оформлены художником Бруздовичем и скульптором Оттом.

Строительство храма было начато в мае 1905 года, 25го сентября 1906го краеугольный камень был освящен, а в 1909 году на костёльные башни были подняты три колокола "Михаил", "Эдвард" и "Симеон". В ноября 1910 года храм был окончательно построен и торжественно освящен.

Кардиналом Белоруссии, Казимиром Свентком 27го сентября 1996 года была освящена установленная перед костелом известная скульптура святого Михаила Архангела .

Архангел Михаил с древних времён считался святым покровителем Белоруссии. Появление его скульптуры на главной площади страны является еще одним свидетельством, что, как любил говорить В. Короткевич, - "на Беларусi Бог жыве". А также надежда, что силы света всегда будут одерживать победу над силами тьмы.

"Костёл святых Симеона и Елены в Минске". Автор текста - Иван Гаврилов.

С уважением,
компания