Религия России. Общероссийская газета. Новости религиозной информации. Значение измайлов василий васильевич в православной энциклопедии древо Толкование на Евангелие от Матфея

ИЗМАЙЛОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Измайлов Василий Васильевич (1885 - 1930), протоиерей, священномученик.

Память 9 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 4 июня 1885 года в семье мещанина г. Вышний Волочок Тверской губернии и первоначально проживал в центральной России.

После окончания Тверской духовной семинарии, в 1905 году, поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии и прослушал в ней полный курс наук.

Сохранился академический диплом Василия Измайлова, свидетельствующий о том, что в сентябре 1910 года он был удостоен степени кандидата богословия.

Вскоре Василий Измайлов женился. Его избранницей стала Евгения Николаевна (фамилия которой, к сожалению, неизвестна). У молодой четы родилось два сына: в 1912 году - Николай; в 1914 году - Василий.

После рукоположения в сан священника с февраля 1914 года о. Василий нес послушание преподавателя Минской духовной семинарии. В ней он вел предметы догматического и нравственного богословия.

После закрытия семинарии, с 1920 года, о. Василий перешел служить к Свято-Покровской церкви с. Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927 году стал настоятелем Свято-Воскресенского собора г. Борисова. В Борисове о. Василий прослужил всего лишь несколько месяцев и был арестован 2 июня 1927 года. Об обстоятельствах ареста протоиерея Василия Измайлова документы говорят:

"во время обедни, когда полная церковь была народа, сообщил, что скоро должны приехать большевистские попы, чтобы забрать храм и сделать в нем клуб. Он призвал защищать церковь, но при этом советовал мужчинам в это дело не вмешиваться...".

О.Василий сумел так настроить людей, что, когда приехали обновленцы, в храме не произошло никакого замешательства и храм остался за православными. Вскоре о.Василия арестовали.

Незадолго до ареста за ним была установлена слежка агентуры ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в «обвинительное заключение». В нем, в частности, говорится:

«...приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, при чем советывал мужчинам в это дело не вмешиваться... Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война...

2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью...

В частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь...

Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против соввласти, принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом...»

Виновным себя в предъявленных ему обвинениях о. Василий не признал, заявив, что «все эти обвинения ни на чем не основаны».

26 августа 1927 года его приговорили к заключению в Соловецкий концлагерь особого назначения сроком на три года. Во время нахождения там он, согласно официальной версии, умер 22 февраля 1930 года.

28 октября 1999 года прот. Василий был канонизирован Св. Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Литература, документы

Центральный Архив КГБ РБ. Следственное дело №32889-с.

Памятная книжка Минской губернии и календарь на 1915 год. Мн. 1914. Л.86.

По воспоминаниям правнучки Галины Станиславовны Бородулькиной.

Кривонос Феодор, свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951гг.). Киевец, 1996. С.31.

Кривонос Феодор, свящ. Минская епархия в период довоенных репресий// Минские Епархиальные Ведомости, 1996. N 39. С.76.

Канонизация Белорусских новомучеников//Новости Русской Православной Церкви. Интернет-адрес http://www.russian-orthodox-church.org.ru .

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Использованные материалы

http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/?TYZ...iBnY

http://churchby.info/rus/pub/martyrs/izmailov/

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИЗМАЙЛОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАСИЛИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Василий II Болгаробойца (958—1025 гг.) — византийский император с 976 г. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987— …
  • ИЗМАЙЛОВ в Литературной энциклопедии:
    1. Александр Александрович — пародист и критик. Писал также под псевдонимом Смоленский. Печатался в «Живописном обозрении», «Сыне отечества», «Новостях», …
  • ВАСИЛИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Basileios), в Византии императоры: В. I Македонянин , император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) …
  • ВАСИЛИЙ ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ
    (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал …
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях; к былинным богатырям принадлежат: В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, …
  • ВАСИЛИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на …
  • ИЗМАЙЛОВ
    ИЗМ́АЙЛОВ Ал-др Еф. (1779-1831), рус. писатель, издатель. Нравоописательно-сатирич. ром. "Евгений..." (1799-1801). Памфлетно- заострённые басни из "низкого" …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МИРОЖСКИЙ (?-1299), игумен Спасо-Мирожского мон. в Пскове. Убит ливонцами, канонизирован Рус. правосл. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932), вождь крест. восст. в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восст. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КОСОЙ (?-1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КАЛИКА (в миру Григорий) (?- 1352), архиепископ Новгородский (с 1330), писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с вел. князьями …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), христ. церк. деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БУСЛАЕВ, герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (?-1569), моск. юродивый. Один из самых известных моск. святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван IV Грозный. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612), рус. царь в 1606-10. Сын кн. И.А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ III (1479-1533), вел. князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын вел. кн. Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Тёмный (1415-62), вел. князь московский (с 1425). Сын кн. Василия I и Софьи Витовтовны, управлявшей кн-вом совм. с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I (1371-1425), вел. князь московский (с 1389). Сын вел. кн. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. По завещанию отца стал …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Болгаробойца (958-1025), визант. император с 976; из Макед. династии. Подавил восст. малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I Македонянин (ок. 836-886), визант. император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Макед. династии. Вёл борьбу против арабов …
  • ВАСИЛИЙ
    Чапаев, Лановой, …
  • ВАСИЛИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ВАСИЛИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ВАСИЛИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Василий, (Васильевич, …
  • ИЗМАЙЛОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Алексеевич (1873-1921) , русский критик, поэт, писатель. В литературно-критических статьях (сборники «На переломе. Литературные размышления», 1908; «Помрачение божков и …
  • ВАСИЛИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. Народное название дня 13 марта как приметного для земледельцев; …
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
  • РУМПЕЛЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румпель Иван Васильевич (1926 - 2002), чтец, регент. Родился 7 июня 1926 г. в …
  • РОЗОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Розов Константин Васильевич (1874 - 1923), архидиакон. Родился 10 февраля 1874 года в …
  • ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петров Николай Васильевич, имя нескольких лиц: Петров Николай Васильевич (1874 - 1956), прот., проф. Петров …
  • ЛИХАРЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лихарев Василий Алексеевич (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, …
  • ГОРЮНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горюнов Николай Васильевич (1880 - 1938), протодиакон, священномученик. Память 9 марта, …
  • ГОРБАЧЕВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Василий Григорьевич (1885 - 1938), священник, священномученик. Память 13 февраля, в …
  • ВАСИЛИЙ ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо.
  • ВАСИЛИЙ (РОДЗЯНКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Родзянко) (1915 - 1999), епископ б. Сан-Францисский и Западно-Американский (Православная Церковь в …
  • ВАСИЛИЙ (ИЗМАЙЛОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Измайлов Василий Васильевич ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Богдашевский) (1861 - 1933), архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии. В миру …
  • БОЛОТОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Болотов Василий Васильевич (1853 - 1900), историк Церкви, филолог, член-корреспондент Императорской Академии Наук по …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • СКОПИН-ШУЙСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич, 1587 - 1610) - князь, знаменитый деятель в Смутное время. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, который при …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кукольник, Нестор Васильевич - известный писатель (1809 - 1868), сын В.Г. Кукольника. Учась в нежинской гимназии высших наук (лицей …
  • ИЗМАЙЛОВ ПЕТР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Измайлов (Петр Иванович) - сын гофмаршала царицы Евдокии Феодоровны, Ивана Петровича Измайлова, и дядя писателя Владимира Васильевича Измайлова …

17 июля 2019 г. прошло совещание Правительства РФ по вопросу о внедрении электронного удостоверения личности гражданина в Российской Федерации.

Д. Медведев заявил о планах Правительства ввести электронные паспорта в форме карты с чипом для граждан с 2023 года. По его словам: «В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов: водительское удостоверение, СНИЛС и др.». Председатель Правительства ссылался на техническую готовность: «У нас есть Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать облачную квалифицированную электронную подпись». Правительство планирует перевести в цифру все данные о человеке (как заявил Медведев, «Если мы переводим в «цифру» все...

В последнее время модернизм стал проникать не только в сферу богословия и литургики, но и в область церковной архитектуры и внутрихрамового убранства. В стольном граде России стали возводить храмы в модернистском стиле, чуждым московской и вообще русской архитектурной церковной традиции, с низкими, а нередко и просто отсутствующими иконостасами.

Появилась информация, что в Москве на Верейской улице появится православный храм, который будет отличаться от большинства традиционных храмов: сооружение будет выполнено в модернистском современном лаконичном стиле, с элементами минимализма. Футуристический проект храма в честь священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице Москвы был одобрен в июле 2019 года. Храм спроектировали Саид Джабраилов из бюро...

В последнее время СМИ как будто взорвались от статей, в которых описываются случаи истязания женщин и детей. И делается неизменный вывод – виноваты родители, а особенно мужчины, которые являются самой главной угрозой для своих домочадцев. И подобные случаи якобы стали возможны из-за того, что семейное насилие «декриминализовано». Более того, делается упор на то, что как будто бы наши власти разрешают избивать своих жен и детей, чем мужчины активно и повсеместно пользуются.

И уже несколько известных лиц сделали громкие заявления. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина настаивают на скорейшей...

«Тренинг личностного роста» - звучит довольно заманчиво. Нам представляется наставник, дающий полезные советы, направляющий нас в трудную минуту жизни. Так ли это на самом деле? Полезны ли подобные тренинги, что могут предложить и какую опасность в себе таят - расскажем в этой статье.

Тренинги личностного роста начали зарождаться в 1950-х годах среди анонимных встреч людей с разными проблемами. Популяризовали концепцию лишь в 70-х - и особенно прославились два американских тренинга: Эрхардовский семинар-тренинг (ЭСТ-тренинг) и Lifespring. Оба обещали людям помочь с работой, самооценкой, отношениями и здоровьем всего за несколько дней интенсивных лекций и занятий. Компании, проводящие тренинги, обвиняли в психологических манипуляциях с участниками. Занятия проходили много...

  • 25 июля

В результате пожара, который случился в Хабаровском крае в палаточном лагере "Холдоми", пострадали дети. Из них четверо на сегодняшний момент уже умерли...

Один из погибших детей - настоящий герой, ценой своей жизни пытавшийся спасти девочек из соседней палатки. Звали его - Леша Мартыненко. Ему не исполнилось еще и 11 лет. Леша в из детей в семье был самым старшим. Есть еще Саша и Тимоша. Ребята с родителями часто вместе путешествовали, да и просто отдыхали. В лагере мальчик жил через несколько палаток от той, где начался пожар, поэтому запросто мог остаться живым: но как только он увидел пожар в палатке для девочек, то сразу же бросился в огонь доставать их. В этот момент уже начала плавиться крыша, и на детей полился горящий пластик... Очевидцы видели, как Леша, сам уже сильно обгоревший, с горящими волосами...

Ваше мнение

Считаете ли Вы критский собор еретическим?

Наши братья русские празднуют сегодня свой праздник. Они славят великого и святого мужа, почившего в Господе 917 лет назад…

Этот сегодняшний праздник русский можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута девятисотлетняя палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского.

Думаю, что все южные славяне, а сербы прежде всего, должны сердцем и душой принять участие в этом праздновании наших русских братьев. Ибо совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Может человек быть должен человеку, может и народ – народу. Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения. Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая своего ближнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих – это слова Христа. Русский царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский царь с детьми своими и миллионами братьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли мы умолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?

Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости. А мотив самоотвержения, неземное нравственное чувство при жертве за другого – не есть ли это прилепление к Царствию Небесному?

Преподобный Серафим Саровский:

«Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и его Самодержавия, Ангелы не будут успевать брать души, все восставшие погибнут, а Бог Царя возвеличит... »

«Боже мой, Боже мой! Много изменников окружают Царя... Много прольется христианской крови.»

Преподобный Корнилий Крыпецкий:

«Не будет у нас Царя, сменят его на плохого хозяина. За это народ будет наказан на три поколения.»

Преподобный Нектарий Оптинский:

«1918 год будет еще тяжелее: Государь и вся его Семья будут убиты, замучены. Да, этот Государь будет велико-мученик».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду... Как Равноапостольный царь Константин Он держит высоко и славно знамя веры Христовой и всем сердцем предан Царю-царей, глубоко почитая друзей Его - святых Его, Он подает всем православным пример искреннего благочестия...»

Преподобный Анатолий Оптинский (младший):

«Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия! Судьба Царя - судьба России.

Авторизация

Календарь

Архив новостей

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду

Блаж. Феофилакт Болгарский

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский


Священномученик Василий (Василий Васильевич Измайлов) родился 4 июня 1885 года в городе Вышний Волочек Тверской губернии в семье мещанина. После окончания Тверской Духовной Семинарии, в 1905 году, поступил в число студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии и прослушал в ней полный курс наук. Сохранился академический диплом Василия Измайлова, свидетельствующий о том, что в сентябре 1910 года он был удостоен степени кандидата богословия.

После получения диплома Василий был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии.

Вскоре Василий Измайлов женился. Его избранницей стала Евгения Николаевна (фамилия, к сожалению, неизвестна). У четы родилось д
ва сына: в 1912 году - Николай, а в 1914 году - Василий.

7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) обратился к Учебному комитету с просьбой перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную Семинарию, считая, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику. 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минской Духовной Семинарии. Незадолго до этого события он был рукоположен в сан священника.

После закрытия семинарии, с 1920 года, отец Василий перешел служить в Свято-Покровскую церковь села Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927-м стал настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова. Здесь отец Василий выступил против обновленцев, пытавшихся захватить собор, открыто высказывался о гонениях на Церковь. Прослужив в Воскресенском соборе всего несколько месяцев, 2 июня 1927 года по доносам обновленцев священник был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации».

Незадолго до ареста за отцом Василием была установлена слежка агентуры ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в так называемое «Обвинительное заключение». В нем, в частности, читаем:

«…приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, причем советовал мужчинам в это дело не вмешиваться… Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война…

2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью…

…в частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь…

Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти, принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом…»

Виновным себя в предъявленных ему обвинениях отец Василий не признал, заявив, что «все эти обвинения ни на чем не основаны», на допросах никого не оговорил.

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 августа 1927 года протоиерей Василий Измайлов был сослан в Соловецкий концлагерь особого назначения (СЛОН) сроком на три года. Там он, согласно официальной версии, умер 22 февраля 1930 года, но, скорее всего, был расстрелян, войдя в сонм новомучеников, за веру православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь Божию1.

Канонизирован в лике местночтимых святых постановлением Священного Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 года, прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Священномученик Василий Васильевич Измайлов родился 4 июня 1885 года в городе Вышний Волочёк Тверской губернии в семье мещанина. После окончания Тверской Духовной Семинарии в 1905 году поступил в число студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии и прослушал в ней полный курс наук. Сохранился академический диплом Василия Измайлова, свидетельствующий о том, что в сентябре 1910 года он был удостоен степени кандидата богословия.

После получения диплома Василий Васильевич был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии.

Вскоре Василий Измайлов женился. Его избранницей стала Евгения Николаевна (фамилия, к сожалению, неизвестна). У четы родилось два сына: в 1912 году - Николай, а в 1914 году - Василий.

7 декабря 1913 года епископ Минский обратился к Учебному комитету с просьбой перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную Семинарию, считая, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику. 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минской Духовной Семинарии. Незадолго до этого события он был рукоположен в сан священника.

После закрытия семинарии в 1920 году отец Василий перешёл служить в Свято-Покровскую церковь села Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927-м стал настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова. Здесь отец Василий выступил против обновленцев, пытавшихся захватить собор, открыто высказывался о гонениях на Церковь. Прослужив в Воскресенском соборе всего несколько месяцев, 2 июня 1927 года по доносам обновленцев священник был арестован и обвинён в «контрреволюционной агитации».

Незадолго до ареста за отцом Василием была установлена слежка агентуры ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трёх месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в «Обвинительное заключение». В нём, в частности, говорится:

«..приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нём клуб. Призывал граждан защищать церковь, причём советовал мужчинам в это дело не вмешиваться. Говорил, что религию преследуют, давал намёк на то, что скоро будет война.

2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью.

В частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идёт всё время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льётся дождь.

Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вёл агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чём свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти, принимая всё это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом.."

Виновным себя в предъявленных ему обвинениях отец Василий не признал, заявив, что «все эти обвинения ни на чём не основаны», на допросах никого не оговорил.

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 августа 1927 года протоиерей Василий Измайлов был сослан в Соловецкий концлагерь особого назначения (СЛОН) сроком на три года. Там он, согласно официальной версии, умер 22 февраля 1930 года, но, скорее всего, был расстрелян, войдя в сонм новомучеников, за веру православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь Божию.

Священномученик Василий прославлен в лике местночтимых святых постановлением Священного Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 года. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. включил имя священномученика Василия в Собор святых новомучеников и исповедников Российских.

Февраль 21st 2013 -

Память 9/22 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик Василий (Василий Васильевич Измайлов) родился 4 июня 1885 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии.

В 1905 году Василий окончил Минскую Духовную семинарию, в 1910-м - Санкт-Петербургскую Духовную академию и был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии.

7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) 1 просил Учебный комитет перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную семинарию, находя, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику.

15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минскую Духовную семинарию.

Неизвестно, когда он был рукоположен во священника, но, когда начались гонения от безбожных властей, он уже служил священником в Покровской церкви в селе Слобода-Озерицкая Минского района. Возведен в сан протоиерея.

Священника обвинили в том, что он говорил «во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа... что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь... Говорил, что религию преследуют... В разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью... в частной беседе со старушкой-нищей говорил, что дождь идет все время, - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь... Деятельность Измайлова имела возбуждающее влияние на массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти; принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом».

На допросе отец Василий виновным себя не признал и сказал, что «все эти обвинения ни на чем не основаны».

Протоиерей Василий Измайлов скончался 22 февраля 1930 года в Соловецком концлагере и был погребен в безвестной могиле. 2

28 октября 1999 года прот. Василий был канонизирован Св. Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Примечание:
1 Священномученик Митрофан (Краснопольский; 1869-06.07.1919, Астрахань), архиепископ. 1907 г. - епископ. С 1916 г. епископ Астраханский. 1918 г. - архиепископ. Арестован 07.06.1919 г. Расстрелян. Память 23 июня/6 июля.
2 Использованы материалы: РГИА. Ф. 802, оп. 11. 1913, д. 460.
Священник Феодор Кривонос. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918—1951 годы). Киевец. Свято-Троицкая церковь, 1996.