Священные места на святой земле филворды. Важнейшие священные места на планете. Озеро Светлояр в Нижегородской области

С самого зарождения цивилизации человечество было одержимо желанием понять то, что находится выше их. Люди верили в разных богов и жизнь после смерти, следовали тем или иным традициям. С расцветом цивилизации религия стала главным мотивирующим фактором для человечества - и хорошим, и плохим. Чтобы отдать дань Богу, люди создавали просто потрясающие места поклонения.

Со времени зарождения первых религий ничего коренным образом не изменилось. Культовые религиозные сооружения – это не просто здания, а своеобразные дома богов и богинь. Поэтому они просто должны быть великолепными! Благодаря необходимости прославления богов туристы получили возможность посещать самые прекрасные и вдохновляющие места по всему миру.


Когда дело доходит до строительства религиозных зданий, то настоящим экспертом в этом деле является католическая церковь. Архитектура соборов за последние годы немножко изменилась, но единственное, что осталось прежним на протяжении веков, то, что они построены исключительно для вдохновения. Большинство католических соборов очень высокие, они направлены ввысь к богу.


Одним из самых известных соборов, безусловно, является Нотр-Дам. Это ранний пример французской готической архитектуры. Отвергая более простой стиль романских соборов, Нотр-Дам имеет контрфорсы, красивые витражи, шпили, направленные в небеса, а также впечатляющие скульптуры. 200 лет понадобилось для завершения строительства собора.


Бахаи - малоизвестная религия, хотя и одна из наиболее быстро растущих в мире с более чем пятью миллионами приверженцев. Из-за отсутствия всемирной известности о религиозных сооружениях бахаи часто забывают. Но это огромная ошибка, ведь культовые места, посвященные ей, впечатляют своей торжественностью и величием.


Религиозные места бахаи можно найти по всему миру. Однако две наибольшие святыни находятся в северной части Израиля. И Храм Бахауллы, и Храм Баб - места упокоения останков первых основателей религии. Вокруг усыпальницы Бахауллы расположен сад, образующий круг вокруг особняка. Именно в этом месте, как утверждают верующие, пребывал в последние годы своей жизни святой. В третьем по величине городе Израиля, Хайфе, находится огромная куполообразная Усыпальница Баба. Вокруг нее расположены девятнадцать террас с садами, простираютщимися по склону горы и напоминающие легендарные висячие сады Семирамиды.


Построенный в XVII веке Хармандир-Сахиб является центром поклонения всех людей, исповедующих веру сикхов. Их пятый гуру и религиозный лидер построил храм как место духовности для всех монотеистических религий. В знак приветствия любого человека двери открыты во все четыре стороны света. В девятнадцатом веке верхняя часть храма была покрыта золотом, сделав храм еще торжественнее, и даровав ему прозвище «Золотого Храма». Те, кто посетит его, смогут увидеть Гуру Сахиб, святой текст сикхизма.


Одним из первых религиозных мест, известных человечеству, считается Стоунхендж, мистическое место, окруженное тайной. Ученые предполагают, что он, возможно, был построен 4-5 тысяч лет тому назад. Огромные камни, установленные по какому-то принципу в форме кольца, просто поражают мир. Без современных технологий и машин, передвижение и установление таких огромных валунов с точки зрения современного человека, кажется почти невозможным. Сегодня существует огромное количество предположений относительно того кто, как, когда и главное зачем построил Стоунхедж. После того, как в этом месте нашли древние захоронения, идея религиозности Стоунхеджа нашла еще больше поклонников. Хотя культовый смысл этого места был потерян в связи с распространением христианства в Англии, возрождение языческих и друидских верований возвращают религиозную значимость и святость этого места.


В шестом веке в Константинополе, бывшей столицы Византии, был построен собор Святой Софии, центр власти Восточной Православной Церкви. На протяжении почти тысячи лет он был самым большим собором в мире. К сожалению для церкви и тем более для Византийской империи в 15 веке Константинополь был завоеван турками-османами. Город стал турецким и был переименован в Стамбул, а собор был превращен в мечеть. Позже были добавлены четыре минарета, которые на сегодняшний день являются неотъемлемой частью структуры здания. И лишь в 1935 году здесь открыли светский музей.


Самой распространенной религией в мире, с более чем 2 млрд. людей, исповедующих ее, является христианство. Примерно половина всех христиан - католики. На протяжении многих лет католическая церковь имела большую власть. В прошлом она была одной из самых мощных организаций в Европе, и хотя впоследствии значительно утратила свой контроль, все еще сохраняет важное место на мировой арене.


В центре итальянской столицы Рима находится независимый город-государство Ватикан. Это центр власти католической церкви, дом Папы и просто потрясающий исторический памятник. Выбрать всего лишь одно место, которое стоит увидеть в Ватикане невозможно, ведь здесь расположен и Апостольский дворец, и дом Папы Римского, построенный в шестнадцатом веке. Именно здесь можно увидеть знаменитую Сикстинскую капеллу с фресками, созданными знаменитым художником Микеланджело. Здесь расположено также одно из самых святых мест для христиан - Собор Святого Петра, место захоронения первого Папы, Святого Петра.


На берегу реки Нереньяна находится Бодх-Гая - дом древнего дерева, известный как Дерево Махабодхи, а также Храм Махабодхи. Именно под предком этого дерева сидел и медитировал Гаутама Сиддхартха, пока не достиг просветления, став Буддой. Из четырех буддийских мест паломничества Бодх-Гая является священным. Согласно буддийскому учению Бодх-Гая является самым святым местом на Земле и считается пупом мира. Посещая Бодх-Гая, можно увидеть ещё и удивительную пирамиду Махабодхи, покрытую золотом.


Построенный на берегах реки Ганг, Варанаси является одним из старейших городов мира. Для индусов и джайнов он священен. Духовная столица Индии считается городом главного индуистского божества, Шивы. Поселение также тесно связано с буддизмом, ведь именно здесь Будда прочитал свою первую проповедь.


Будда - не единственный знаменитый человек, связанный с городом, так как многие великие духовные лидеры жили в Варанаси, и именно здесь были написаны важные священные тексты. Это город храмов. Здесь посетители могут посетить Каши Вишванатх, знаменитый храм, посвященный богу Шиве, а также Вишалакши – храм главного женского божества индуизма. Река Ганг, на которой построен город, сама по себе является священным местом бога Ганга. Однако, несмотря на такую популярность, купаться в реке нельзя, ведь она является одной из самых грязных в мире.


Каждый год мусульмане всего мира собираются в священном городе Мекка во время религиозного паломничества, известного как Хадж, в честь Агари, матери Измаила, и мусульманского пророка, Мухаммеда. В конце путешествия паломники прибывают в святой город, место, где все они возносят молитву. Главным атрибутом Мекки является Кааба - кубообразное здание, исламская мечеть Аль-Масджид аль-Харам. Мусульмане верят, что Кааба была построена Ибрагимом (Авраамом), как первое место поклонения Аллаху.


На многих старинных картах Иерусалим показывается как центр мира. Из этого можно судить о том, насколько важен был город в те времена. Это святое место для трех основных монотеистических религий мира. Именно там Авраам пытался принести в жертву Исаака, Соломон построил еврейский Храм, Мухаммед отправился в Мекку, а Иисус проповедовал и был распят.


Посетители Иерусалима могут увидеть несколько святынь. Для евреев это город царя Давида. Они могут посетить Стену Плача, руины Храма Соломона, который римляне разрушили две тысячи лет назад. На самой высокой точке города можно увидеть мусульманский Купол Скалы и мечеть Аль-Акса, связанные с ночью полета Мухаммеда. Всего через несколько кварталов от этих святых мест христианские паломники могут посетить церковь Гроба Господня, построенную на месте распятия Иисуса. А ещё в Израиле есть за которой удивительной женщине удалось вырастить

В последнее время все более популярным становится религиозный туризм. Верующих с каждым днем становится все больше, у людей просыпается интерес к религии.
В любом случае, очарование религиозных мест не зависит от верований и религий, которые там продвигаются. Люди приезжают сюда, чтобы приблизится к святому, обрести веру и душевное равновесие.

1. Та Прум.
Представляет собой один из храмов Ангора - храмового комплекса, посвященного богу Вишну в Камбодже. Храм возведен в конце 12-го века н.э. королем Кхменской империи Джаяварманом VII. Сооружение находится в джунглях и выглядит как заросший и заброшенный храм тысячелетней давности.


2. Кааба.
Это самое важное священное место для исламских верующих. Его история началась еще за долго до времен пророка Мухаммеда. В свое время здесь находилось пристанище статуй арабских богов. Кааба расположено в городе Мекка (Саудовская Аравия).


3. Боробудур.
Это священное место было обнаружено в 19-веке в зарослях острова Явы, Индонезия. Его удивительная конструкция включает 504 статуи Будды и примерно 2700 рельефов. История храма остается пока что загадкой, так как до сих пор не известно, кто построил этот храм и с какой целью. Также интересен вопрос, почему столь восхитительное сооружение было заброшено.


4. Церковь Лас-Лахас.
Восхитительная по красоте церковь Лас-Лахас была возведена в 1916 году на месте, где, согласно преданию, людям являлась Святая Мария. Согласно одной из легенд, женщина со своей больной дочерью шла через эти места. Когда она остановилась, чтобы отдохнуть, ее дочь вдруг начала говорить.


5. Святая София.
Поистине удивительный Собор Святой Софии в Стамбуле имеет очень длинную историю. Когда-то он был христианской церковью, основанной византийским императором Константином I (4 век н.э.). после завоевания Константинополя турками церковь перестала существовать, а на ее месте была основана мечеть. В Соборе Святой Софии внутренние изображения христиан не были стерты, а лишь спрятаны под слоем штукатурки.


6. Собор Святого Петра.
Красивейший католический Собор Святого Петра расположен в Ватикане. Был возведен в 17 веке. Помимо звания самого красивого, этот собор считается и самым крупным и вместительным (до 60 тысяч человек!). Бытует мнение, что под алтарем находится могила святого Петра.


7. Святилище Апполона.
Этот храм был возведен 3500 лет назад. Для греков это был «центр мира», не только они, но и тысячи других паломников приходили сюда, чтобы услышать пророчества Оракула Дельфов - жрицы, через уста которой вроде как с верующими говорил Бог.


8. Храм Махабодхи.
Это самое святое место для буддистов. Ежегодно сюда приезжают тысячи верующих, а также туристов. Буддисты верят в то, что здесь Сиддхартха Гаутама достиг Просветления, став Буддой.


9. Луксорский храм.
Удивительное сооружение было построено в 14 веке до н.э. и было посвящено Амону (Амон-Ра) - самому главному богу египтян. Каждую ночь храм освещают сотни огней, что делает это зрелище незабываемым.


10. Собор Парижской Богоматери.
Собор Парижской Богоматери - это самый знаменитый собор в мире. Он был возведен между 1163 и 1250 годами и считается одним из самых главных памятников готической архитектуры.

Есть места в мире, где вы можете почувствовать связь с божественным - одно из них - озера Рила, известные своим сильным энергетическим полем. Чувствительные люди видят странные вещи, когда проводят ночь в этом месте.

Такие места могут дать вам ответы на вопросы, которые вас долго мучили, там вы можете почувствовать концентрированную энергию на более высоком духовном уровне.

1. Рила - Болгария

Некоторые люди могут быть удивлены, но этот горный хребет является одним из самых мощных энергетических центров в мире.

Не случайно, что один из величайших духовных мастеров двадцатого века, Беинса Дуно, выбрал это место для передачи своей мудрости.

Область вокруг озер Рила на самом деле имеет очень сильную энергию и чувствительные люди видят странные сны, когда пребывают в этой области.

2. Мачу-Пикчу в Перу

Потерянный город инков является одним из мест связанных с энергетическими центрами в мире. Инки построили Мачу-Пикчу в определенном месте, высоко в Андах.

Это место направляет энергию и позволяет людям испытать что-то, что просто не принадлежит к нашему миру.

3. Сокотра

Сокотра - архипелаг из четырех островов в Индийском океане в районе Рога Африки. Крупнейший составляет 95 процентов площади.

Его специфический ландшафт и дикая природа, как из научно-фантастического фильма, и вы можете легко представить себе, что вы на другой планете или в доисторических временах.

В результате изоляции, на Сокотре рождается много кредких видов, которые не встречаются больше нигде в мире.

Духовная энергия здесь соединяет человеческую душу непосредственно со Вселенной.

4. Плато Улуру в Австралии

Улуру является духовным центром Австралии и находится в центре континента. Легенды говорят, что само плато полое и является источником энергии, которые называются Tiukurpa.

Древние племена, которые окружают плато, оставили много нарисованных историй в некоторых из пещер в этом районе.

Племена сохраняют веру, что, когда люди окружают плато, получают духовное видение.

5. Остров Пасхи

Это одно из самых изолированных мест в мире, известное своими захватывающими каменными гигантами - «моаи», которые поднимаются повсюду вдоль скалистого побережья. Ученые не имеют абсолютно никакого ответа на вопрос: «Кто их сделал и как?»,

Весь остров является вершиной большого вулкана, который поднимается со дна океана. Поэтому древние называли его Пупом мира - на местном языке, известном как "Te Pito O Te Henua", в то время как в настоящее время широко распространено название «Rapa Nui». Другое коренное название острова "Мата" («Глаза, которые смотрят в небо»).

Полагают, чтобы Пуп мира собирает самую важную духовную энергию Земли.

6. Белинташ плато

Белинташ плато является одним из трех точек (Белинташ - Кросс Форест - Карадий камень), которые создают одну из самых сильных зон энергии в Европе.

В окрестностях Белинташа и на нем есть сильная энергия, и сотни людей были свидетели частых паранормальных явлений.

7. Берат

Берат является гордостью албанской архитектуры. Старый город находится под охраной ЮНЕСКО. Берат представляет собой превосходное сочетание восточной и западной культур, традиций и обычаев. Город является сокровищницей албанской истории и доказательства гармонии между верой и культурой.

В Берате люди имеют очень сильную духовную энергию исцеления. Сегодня за городскими стенами до сих пор живут люди, которые не верят в болезни, что делает это место уникальным и аутентичным.

8. Стоунхендж

Стоунхендж является самым известным мегалитическим памятником в мире, вероятно, посвященным Солнцу, возрастом около 5000 лет. Расположен в самом центре города Солсбери в графстве Уилтшир, Великобритания.

Он известен своими огромными каменными блоками, расположенными по кругу. Нельзя с уверенностью сказать, что было целью Стоунхенджа, но многие ученые считают, что памятник был использован в качестве церемониального или религиозного центра.

Согласно одной теории Стоунхендж - древнее кладбище.

9. Боснийские пирамиды

Боснийские пирамиды расположены недалеко от города Високо, согласно последним исследованиям, датируются библейским прошлым. Самая большая пирамида - Пирамида Солнца, и является первой в своем роде в Европе, а пирамида Луны и пирамида Боснийского Дракона значительно меньше.

Под пирамидами были найдены три подземные комнаты и небольшое голубое озеро. Резервуар, содержащий чистую, стерильную воду, свободную от бактерий, водорослей, грибов, микроорганизмов, животных, мха и грязи. Называют живой водой, потому что очищает тело.

Это означает, что эти объекты на самом деле «места для исцеления». Человеческое тело регенерирует быстрее и болезнь исчезает.

10. Гора Кайлаш в Тибете

Гора Кайлаш является священным местом четырех религии, которые происходят из той части Азии, это Тибетский буддизм, Индуизм, Джайнизм и старая добуддийская религия Тибета - Бонго.

Все эти религии имеют свои легенды о месте, но едины в том, что вершина горы - дом богов и один из энергетических центров мира, где принимают духовное блаженство.

Израиль - страна, в которую вот уже на протяжении многих десятилетий приезжают миллионы людей, чтобы собственными глазами увидеть города и места, связанные жизненными испытаниями Иисуса и его матери, прикоснуться к святыням и прочувствовать душой, стоя у Стены Плача, свою сопричастность истории, вне зависимости от того, какой ты национальности. Поэтому поездка в Израиль по святым местам - очень популярное туристическое направление.

Иерусалим

Город, который пережил времена подъема и упадка, видел различные культуры и цивилизации и является святыней для многих тысяч людей, исповедующих разные религии, - это Иерусалим. Здесь был совершен искупительный подвиг Христа. Любой тур по святым местам Израиля начинается именно отсюда, с одного из древних городов, колыбели трех религий - христианства, иудаизма и мусульманства.

Стены города в XVI веке построили турки, а камни, из которых они сложены, помнят времена Ирода и крестоносцев. На месте древних городских ворот стоят привлекающие внимание туристов Золотые ворота.

По верованиям евреев, Мессия должен был войти в город через эти ворота. Иисус через них совершил свой вход. Сейчас ворота замурованы мусульманами, чтобы следующий Мессия не смог в них войти. Много преданий связано с этими воротами. Туристам и паломникам экскурсоводы всегда рассказывают интересный факт, что находится на глубине 5 метров. То есть улицы Иерусалима - в подвалах.

Святыни Иерусалима

К святыням иудаизма относится Храмовая гора - Мория, почитаемое иудеями святое место - Стена Плача и пещера в Хевроне. К мусульманским святыням относят мечеть аль-Акса, куда перед вознесением на небо Аллахом был перенесен пророк Муххамад. Для мусульман это третий по духовной значимости город после Мекки и Медины. Христианские святыни, в первую очередь, - это места, связанные с рождением и жизнью Иисуса Христа. В Иерусалиме Христос вел проповеди, в Гефсиманском саду обращался к Отцу, здесь его предали и распяли, сюда на Виа Долороз приезжают со всего мира паломники. Поездка интересна и туристам, которые любят путешествия по историческим местам. Однако, поездка в Израиль по святым местам, по ценам не всегда доступна в период Пасхи и Рождества. Обычно, в этот период стоимость билета на самолет и сервисное обслуживание паломников и туристов становится выше.

Храмовая гора

В Ветхом Завете Библии Храмовая гора упоминается как место, на котором был выстроен Первый Храм. Именно здесь по пророчеству должен свершиться Страшный суд в Судный день. Интересен тот факт, что на эту святыню в равной степени претендуют евреи, христиане и мусульмане. Что только не происходило за 2000 лет на этой вершине Иерусалима! Иудеи и христиане, приезжающие на святые места в Израиль, считают себя причастными к упоминающейся в Библии Храмовой горе.

История происшедших событий за многие сотни лет внесла свои поправки. Сейчас гора обнесена высокими стенами с длиной по периметру порядка 1.5 км, а на площади над старым городом находятся мусульманские святыни - Купол над Скалой и мечеть аль-Акса. Христиане и евреи могут находиться на Храмовой горе, а вот молиться строго запрещено, как и проносить книги и культовые вещи, не относящиеся к мусульманской вере.

Стена Плача

Кто приезжает на экскурсии по святым местам Израиля, непременно приходят к уцелевшей чудом древней стене Второго Храма. Существуют правила, как вести себя у Стены Плача. Так, если стать к Стене лицом, мужчины молятся слева, женщины - справа. Мужчина должен быть обязательно в кипе. По неизвестно кем установленной традиции люди помещают записки между камнями в Стене с различными просьбами к Всевышнему. Пишут их в основном туристы. Когда таких записок собирается довольно много, их собирают и хоронят в отведенном месте у Масленичной горы.

Стена Плача для народа Израиля - не только символ скорби по разрушенным храмам. Где-то в подсознании евреев это скорее молитва, пронесенная через века, молитва изгнанного народа о возвращении из вечной ссылки и просьба к Господу Богу о мире и единстве израильского народа.

Как нашли место распятия Христа

Римляне, разрушившие Иерусалим, поставили свои языческие капища в новом городе. И только во времена святого Константина, когда прекратились гонения на христиан, в IV веке, встал вопрос поиска места захоронения Иисуса. Теперь начали уничтожать языческие капища и храмы, введенные Адрианом в 135 году, - такова история. Через множество военных экспедиций, называемых крестовыми походами, проходило освобождение святыни от неверных. И спустя некоторое время царицей Еленой было найдено место, где был распят Спаситель. По велению царицы было начато на этом месте возведение храма. В 335 году храм был освящен. Историки говорят о его красоте и величии. Но не прошло и 300 лет, как он пострадал от персов. В 1009 году его до основания разрушили мусульмане, и только в 1042 году он был восстановлен, но не в прежней красе.

Храм Вознесения Христова

Самым главным и посещаемым среди святых мест христианства Израиля всегда был храм Вознесения Христова, или храм Гроба Господня. Паломники, прибывающие в Иерусалим, в первую очередь приходят на поклон камню, на котором был помазан Иисус, в храм Гроба Господня. Место, где построен и действует сейчас храм, в начале первого века было вне стен Иерусалима, вдалеке от жилищ. Возле холма, где была совершена казнь Иисуса, находилась пещера, в ней и был захоронен Иисус. По своим обычаям иудеи хоронили умерших в пещерах, в которых было несколько залов с нишами для покойных и камень для помазания, на котором подготавливалось тело к погребению. Его умащали маслами и заворачивали в плащаницу. Вход в пещеру прикрывал камень.

Храм со множеством залов и переходов, включающий в себя Гроб Господень и Голгофу, находится в конце той дороги, по которой Иисус шел на Голгофу. Традиционно в Страстную Пятницу, перед православной Пасхой, по этому пути шествует Крестный ход. Процессия движется по Старому городу, по улице Via Dolorosa, что означает по-латыни «Путь Скорби», и завершается в храме Гроба Господня. Туристы, приехавшие совершить паломничество по святым местам в Израиле, принимают участие в этом ходе и богослужении.

Шесть христианских конфессий, армянская, греко-православная, католическая, коптская, эфиопская и сирийская, имеют право проводить в храме богослужения. Каждая конфессия имеет свою часть комплекса и время, отведенное для молитв.

Гефсиманский сад

Уникальная достопримечательность Иерусалима, которую нужно обязательно увидеть, посещая святые места Израиля - это сад, находящийся у подножья Масличной горы. По утверждению Евангелие, здесь перед распятием молился Иисус Христос. В этом саду растут восемь вековых олив, которые, как предполагают, могли быть свидетелями этой молитвы. Современные методы исследования позволили на основании выяснить реальный возраст растущих в саду олив.

Оказалось, что возраст их очень почтенный - девять столетий. Исследователи сделали вывод, что все эти деревья родственны между собой, так как имеют одно родительское дерево, рядом с которым, возможно, проходил сам Иисус. История сохранила факт, что при захвате Иерусалима римлянами были полностью вырублены все деревья сада. Но оливы имеют стойкую живучесть и из сильных корней могли дать хорошие побеги. Что дает тоже уверенность в том, что нынешние деревья сада - это прямые наследники тех самых, которые видел Иисус.

Место рождения Богородицы

В посещение святых мест в Израиле входит поход к месту рождения матери Иисуса Христа. Недалеко от Овечьих ворот, почти на выезде из города, было жилище родителей Марии, Иоакима и Анны. В настоящее время на этом месте находится греческий храм. Над входными дверями храма надпись: «The Birth Place of Virgin Mary», что в переводе - «Место Рождества Божией Матери». Чтобы попасть в помещение дома, нужно спуститься в подвал, так как нынешний Иерусалим, как говорил экскурсовод, выше прежнего примерно на 5 метров.

Вифлием и Назарет

Паломники, посещающие христианские святые места Израиля, приезжают в Вифлеем, чтобы сходить в церковь Рождества Христова, возведенную на месте, где предположительно родился Иисус.

Храму более 16 веков. Верующие приходят в храм, чтобы прикоснуться к звезде, установленной в месте, где стояли ясли; посещают пещеру Иосифа и пещеру с захоронением младенцев, убитых по приказу Ирода.

Следующее место паломничества - город, где Иисус провел детство и юность. Это Назарет. Здесь, в Назарете, Ангел принес Благую Весть будущей матери Христа Марии. Паломники и туристы, посещая святые места, всегда заходят в него и еще в 2 церкви: Святого Иосифа и За последнее десятилетие Старая часть Назарета была обновлена и восстановлена архитектурная красота узких улочек.

Другие святые места Израиля

Обычная программа для туристов, посещающих святые места Израиля, очень насыщенная. Только в одном Иерусалиме можно находиться неделями и каждый день открывать для себя что-то новое. Чтобы как-то сжать сроки и уложиться в отведенное время на тур, агентства организуют входящие в тур не имеющие цены поездки по святым местам Израиля в автобусах в сопровождении гида-переводчика. Конечно, делаются остановки, есть возможность сделать снимки на память. Из окна автобуса можно увидеть Гору Блаженства, где Иисус Христос произнес известную Нагорную проповедь; проехать через Кану Галилейскую, где Христос превратил воду в вино. Можно сделать остановку в городе Иерихоне, которому, по оценкам экспертов, более 6 тысяч лет.

Недалеко от города - Гора искушений и Сорокодневный монастырь, где постился 40 дней после крещения Иисус. Следующая остановка - у у места крещения Иисуса Иоаном Крестителем. И табличка, что купаться здесь запрещено, не останавливает группу туристов.

Время, отведенное на туристическую поездку, проходит быстро. Впечатления, фотографии и какие-то сувениры будут долго напоминать о днях, проведенных в святых местах. И, конечно же, рекомендации своим друзьям и близким: «Обязательно поедьте в Израиль». Мест, которые хотелось бы увидеть на Земле Обетованной, много, поэтому и едут сюда постоянно паломники и туристы, чтобы еще раз прикоснуться к святым местам.

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса