Буддизм для начинающих. Что нужно знать начинающему практику? Боги буддистов, единый Бог или… Будда умер от употребления мяса

Начнём с того, что я родился во вполне секулярной семье атеистов – отец у меня – формально православный, мать – формально мусульманка (реально же оба – атеисты). В детстве меня не крестили. Однако, моя бабушка-мусульманка тихонько учила меня тому, что Бог существует…

Правда, при этом она не забывала добавлять, что мне не следует креститься, что креститься – это очень плохо. Учась в 10 классе, я пару раз побывал на собраниях евангельских христиан-баптистов, но мне не понравились проповеди, которые читал пастор, не понравился и сам пастор. К студенческому возрасту у меня сформировалось, примерно, такое религиозное мировоззрение: возможно, Бог существует, но при этом нельзя исключать того, что Бог не существует. Фактически, я был атеистом.

Причём, курсы эти проходили на одной из кафедр медицинского университета (в нашей стране, к сожалению, и такое возможно). На этих курсах нам рассказывали о том, что все религии хороши, равны, и все они ведут к одной цели. Кстати, на этих курсах я научился концентрировать “энергию ци” (про которую сейчас знаю, что на самом деле энергия эта бесовская), но довольно посредственно. Я чувствовал, как эта энергия концентрируется в моих ладонях, а затем выходит из них, но для достижения каких-либо практических результатов применять её (энергию «ци») я не мог. На этих же курсах я впервые начал медитировать. В дальнейшем, во время учёбы в медуниверситете, я использовал медитацию во время сессий: для отдыха и расслабления в перерывах между экзаменами. Та женщина-доцент, которая вела эти курсы, сейчас при той же кафедре ведёт тренинги под названием «лайфспринг» (это секта, но без религиозной идеологии).

После этого ко мне в руки попала какая-то книга (к сожалению, не помню автора), в которой рассказывалось о том, что буддизм – самая гуманная и самая лучшая на земле религия (в отличие от “нехороших” христианства и ислама). После этого я сам специально стал искать литературу по буддизму, и у меня постепенно стало формироваться буддистское мировоззрение. Всё это совпало с тем, что у моих однокурсников стали популярными книги о самураях, об их этике бусидо и вообще – книги о Японии. Постепенно это привело к тому, что мы познакомились с дзен-буддизмом. Потом получилось так, что меня познакомили с японцем (региональным представителем одной из японских фирм). Он периодически приезжал в наш город командировками из Москвы. Он учил нас дзену, учил этике дзена, под его руководством мы медитировали. Все люди, которые под его руководством учились дзену, так или иначе были связаны с бизнесом этой фирмы, и только я один в группе этих людей (5 человек) был человеком сторонним, попал к ним «по блату» (чему был очень рад). В тот период я искренне считал себя буддистом.

Надо сказать, что большинство истинных буддистов не критичны по отношению к своей религии, их не “пробить” никакой православной антибуддийской проповедью. Зачастую, это обусловлено тем, что буддисты не знают всей правды о буддизме, не знакомы с историей буддизма. Я и сам был таким. Но критичность по отношению к буддизму во мне начала зарождаться тогда, когда я узнал, что двое моих знакомых попали в психушку. Они были буддисты. До того, как попасть в психушку, они усиленно практиковали медитацию и параллельно занимались рэйки (это “целительская” система, зародившаяся в недрах японского буддизма). Узнал я и о том, что в психушку периодически попадают люди, которые практикуют медитацию вне буддизма (в рамках кришнаизма, в различных вариантах индийской йоги и т.п.)

Чуть позже, во время службы в военном госпитале, я наблюдал двух армейских офицеров, которые на почве буддизма и усиленных медитаций свихнулись и попали в госпитальную психушку.

Я понимаю, что попадание в психушку не является нормой для буддистов, но для меня это послужило тем звонком, от которого у меня стали появляться критические мысли о буддизме. На это наложилось то, что ко мне в руки стали попадать книги об истории буддизма. Я с удивлением узнал о том, что буддизм не такая уж “белая и пушистая” религия, как его рекламируют. Оказалось, что в истории буддизма был Джа-лама, который приносил человеческие жертвоприношения Махакале. А его соратник Чеджин-лама при человеческих жертвоприношениях входил в состояние транса (он считал, что в это время в него вселяется одно из божеств – «защитников» буддизма) и поедал сердца этих несчастных людей (то есть занимался каннибализмом) – и всё это творилось в XX веке.

Весьма неприглядное впечатление произвела на меня и информация о человеческих жертвоприношениях в монастырях Тибета. Прочитать об этом можно и в одной из современных книг о тибетском буддизме:

“При втором посещении Тибета (т.е. в 90-х гг. XX века – В.И.) запомнилась беседа с учителем Ташидавой. Бывший чела – малолетний лама – рассказал мне о зловещем обычае, вроде бы никак не совместимом с буддийской заповедью бережно относиться к любому живому существу. При возведении культовых зданий под каждым из его краеугольных камней заживо хоронили ламу-подростка с выявленными телепатическими способностями. В монастыре, куда родители отдали Ташидаву, в 1957 году рухнули перекрытия. Работая на разборке развалин, 12-летний чела случайно узнал, что отобран для религиозного подвига. Ему предстояло погрузиться в состояние самадхи, то есть остановить сердцебиение и дыхание, и лечь в нишу, которую накрывают каменной плитой. Ташидава в ужасе бежал из монастыря, воспользовавшись метелью, и лишь благодаря этому остался жив. Не так давно при реставрации здания под фундаментом были обнаружены детские скелеты. Говорят, что человеческие останки под краеугольными камнями монастырей служат как бы радиомаяками для телепатических контактов между разбросанными среди гор обителями. А в том, что такой беспроволочный телеграф в Тибете существует, сомневаться не приходится”. (Всеволод Овчинников. Вознесение в Шамбалу. М., Транзиткнига, 2006, сс. 95-96.)

Как-то раз на тему о Джа-ламе и его соратниках я разговаривал с одним своим знакомым (он искренне верующий православный человек). Он мне рассказал о том, что, с точки зрения Православия, божества буддизма, индуизма и др. языческих религий являются бесами (т.е. слугами сатаны), а в Чеджин-ламу во время акта каннибализма вселялся никто иной, как бес (демон). Тогда информацию эту я воспринял довольно критически, но она заставила меня задуматься.

В мои руки продолжали попадать книги об истории буддизма. Я узнал о том, что в своё время были жесточайшие гонения на христиан (сопровождавшиеся многочисленными человеческими жертвами) в Корее и в Японии. Узнал о войнах «красношапочников» и «желтошапочников» в Тибете – о том, как они захватывали друг у друга монастыри и насильно обращали монахов в свою веру (в свою ветвь буддизма). Я узнал о том, что в Японии существовала своеобразная буддийская инквизиция. А ведь когда-то меня убеждали в том, что буддизм – самая гуманная религия, а инквизиция существовала только в «жестоком» Христианстве! Узнал я и о том, что, когда один русский купец поинтересовался у Джа-ламы о том, как он, будучи буддийским ламой, может носить оружие, сражаться и убивать, Джа-лама ответил:

«Эта истина («Щади все живое») – для тех, кто стремится к совершенству, но не для совершенных. Как человек, взошедший на гору, должен спуститься вниз, так и совершенные должны стремиться вниз, в мир, – служить на благо других, принимать на себя грехи других. Если совершенный знает, что какой-то человек может погубить тысячу себе подобных и причинить бедствие народу, такого человека он может убить, чтобы спасти тысячу и избавить от бедствия народ. Убийством он очистит душу грешника, приняв его грехи на себя».

Сейчас, в связи с этим, я вспоминаю слова диакона Кураева:«Буддизм в состоянии предложить оправдания для преступлений, совершаемых своими адептами».

И в тот же период своей жизни я с удивлением узнал о том, что японские ордена ниндзя (наёмных киллеров и шпионов) – Когарю и Игарю – на самом деле были дзен-буддистскими военно-духовными орденами, а у ниндзя были духовные буддийские наставники-ямабуси (аналог тибетских лам). И эти духовные наставники ничего плохого не видели в том, что их подопечные зарабатывают деньги для своих военно-духовных орденов с помощью киллерской деятельности и шпионажа!

В тот же период ко мне в руки стали попадать книги диакона Кураева. Их них я узнал о том, что моральное оправдание гонениям христиан в Японии были даны буддийским монахом Судэном в его трактате «О вреде христианства». Книга эта (Судэна) попала ко мне в руки, и я с ней также ознакомился (выпустили ее в Киеве украинские буддисты).

Всё это в моём сознании усиливало критичность по отношению к буддизму. Ещё более эта критичность усилилась, когда я узнал историю о Шугдэне. Шугдэн – один из духов буддизма. Тибетские буддисты несколько столетий подряд поклонялись ему как доброму, светлому духу («защитнику» буддизма), а потом далайлама взял и объявил – что Шугдэну поклоняться больше не стоит, поскольку Шугдэн – дух тёмных сил. Информация об этом пришла к далайламе, когда он в очередной раз медитировал. В результате этого сам далайлама признал то, что Шугдэн является бесом («тёмным» духом). Получается, что несколько столетий буддисты поклонялись бесу (в частности – медитировали на образ Шугдэна, визуализируя его в своём сознании!). Всё это время буддийские ламы проводили тантрические посвящения по отношению к Шугдэну.

Вообще, с точки зрения буддистов, Шугдэн – это дух вполне реального человека, одного из средневековых идеологов тибетской школы Гелугпа (школа монастыря «Гэ»). По легенде, человек этот специально закончил свою жизнь самоубийством, дабы после смерти превратиться в духа – «защитника» буддизма.

Однако тогда я с удивлением узнал о том, что, с точки зрения Православия, душа человека после смерти может находиться или в аду, или в раю – т.е. не может свободно перемещаться по “астралу”. Поэтому с точки зрения Православия Шугдэн – это обычный бес.

Вообще, по мнению далайламы, Шугдэн является виновником китайской оккупации Тибета и др. бедствий тибетского народа. Вот что бывает, когда «дух» (бес) оказывается не в духе! (каламбур известного российского буддолога Павла Бунина). Тем не менее, многие буддисты (например, из школы «Новая традиция кадампа», и не только из этой школы), несмотря на слова далайламы, продолжают поклоняться Шугдэну и искренне считают этого беса «защитником» буддизма.

Тогда же, продолжая изучать историю и культуру Японии, я узнал о том, что в рамках японского буддизма существует школа Сюгэндо, причём, последователей этой школы делят на две группы – сюгэндзя – буквально, означает “сторонник школы Сюгэндо”, и ямабуси, что означает “аскет-отшельник”. В качестве ямабуси иногда выступают сверхъестественные существа японской мифологии. Например, демон Сайто Мусасибо Бэнкэй и божество Содзёбо – повелитель длинноносых чертей тэнгу, обитающих в горах. Таким образом, в моём сознании медленно, но верно формировалась мысль о том, что понятие «буддизм» и понятие «бесовщина» – равнозначны.

Тем более, я и до этого знал о том, что в буддизме существует ритуал «чёд» (сразу скажу – сам я ритуал этот никогда, Слава Богу, не практиковал). Ритуал «чёд» заключается в том, что практикующий его адепт приходит ночью на кладбище и мысленно приносит своё тело в жертву демонам, предлагая демонам растерзать его тело. Возможны варианты этого ритуала.

Например, некоторые буддисты Тибета проводят его ночью в горах, а некоторые японские буддисты – ночью на крыше небоскрёба (уж не поэтому ли в Японии так много случаев, когда вполне успешного человека находят утром разбившимся на тротуаре под небоскрёбом?!!). Однако, поясню – даже многие тибетские буддисты относятся к этому ритуалу весьма отрицательно и не практикуют его.

Вскоре после того, как я узнал историю о Шугдэне, один знакомый моих друзей принял тантрическое посвящение. Тантрическое посвящение в буддизме – это принятие обета по отношению к гневным божествам и духам («защитникам» буддизма) и связано с визуализацией (в сознании буддиста) этих божеств и духов. Тантрические посвящения практикуются и в японской школе тантрического буддизма – Сингон. Буддисты считают, что один раз данный тантрический обет по отношению к какому-либо божеству или духу уже никоим образом снять нельзя. Как-то раз к нам в город приехал лама (этот заезжий лама свои лекции о буддизме проводил в одном из городских Дворцов Культуры) и сказал ему: “Для того, чтобы заниматься “чёд” более успешно, нужно принять тантрическое посвящение”. И он его принял. После этого через несколько месяцев он начал медленно сходить с ума. Он потерял работу, от него ушла жена, наконец, он попал в психушку и там чуть не повесился в туалете (хорошо, что санитар вовремя вытащил его из петли). Для того, чтобы снять это самое тантрическое посвящение, его родственникам пришлось свозить его в Лавру. Только там, в Лавре, с помощью «отчитки», это самое тантрическое посвящение удалось снять. И даже после «отчитки» ему пришлось ещё несколько месяцев провести в монастыре, участвуя в Таинствах Церкви. И я уже не удивился тому, что этому несчастному и его родственникам священнослужители Лавры сказали, что в результате тантрического посвящения в него вселились бесы. Согласившись на тантрическое посвящение – на принятие обета, направленного на поклонение бесам – этот парень сам открыл для бесов (демонов) дорогу в свою душу. В дальнейшем, после возвращения из монастыря домой, у него в жизни всё, вроде бы, нормализовалось. Эта история вновь заставила меня задуматься.

Вскоре узнал я и о том, что, с точки зрения Православия, практикуемые буддистами (и не только буддистами) визуализации во время медитаций – это прямая дорога к бесовскому прельщению, к бесовской одержимости.

Все эти размышления о бесовщине и буддизме совпали с тем, что я никак не мог найти в буддизме истины. Я читал буддийскую литературу, читал светские книги о буддизме, общался с другими буддистами, но найти в буддизме истину не мог. Вообще, изучая буддизм, можно придти к выводу, что ни одна буддийская школа никогда не рассматривалась её идеологами в качестве учения, возвещающего истину в последней инстанции. Буддийский взгляд вообще заключается в том, что истина не может быть ни постигнута с помощью обычных познавательных (гносеологических) методов, ни описана в обычных мыслительных категориях, ни быть выражена обычными описательными методами (как, например, православный Символ Веры). Одним словом – ни истину в рамках буддизма, ни весь буддизм в целом умом-разумом, согласно учениям самих идеологов буддизма, не понять.

Для сравнения: в христианском богословии есть раздел, называемый «апологетика». Этот раздел христианского богословия занимается защитой и оправданием своего вероучения с помощью обращённых к разуму, логических доводов.

Даже понятию «нирвана» («ниббана») в одной и той же школе буддизма нередко даются разные формулировки, и все эти формулировки не считаются истиной в последней инстанции.

Мне могут возразить, что критерием истинности в буддизме является личный духовный опыт человека. Однако, согласно учениям разных буддийских школ, личный духовный опыт человека, в свою очередь, абсолютным критерием истинности быть не может.

Конечно, можно согласиться с тем, что любое описание истины не выражает всей ее полноты. Но ни один человек, способный к логическим рассуждениям, никогда не согласиться с тем, что имеющееся выражение объективной реальности не является истинным только в силу того, что представляет собой описание истины с помощью буквенных знаков, а не саму истину. Конечно, при условии, что под «истиной» понимается объективная реальность и ее описание адекватно реальной действительности. Обычными описательными методами нельзя отразить всю полноту истины, но это не означает, что все, отражаемое обычными описательными методами (а ведь перед тем, как всё это описать, люди пришли к этим выводам, используя обычные мыслительные категории), является ложным по определению.

Известный православный апологет В.Ю.Питанов пишет по этому поводу: «Ведь если это так, то буддистам придется выбросить все книги, посвященные буддизму. Если ни одно буддийское учение не «возвещает истину в последней инстанции», а главным источником истинности для буддистов является их личный духовный опыт, который, как выше уже указывалось, в свою очередь, так же абсолютным критерием истинности выступать не может, то какие выводы из этого можно сделать? На наш взгляд, вывод очевиден: у буддизма нет надежных критериев истинности…»

Все эти мои размышления о буддизме стали накладываться на то, что меня никак не покидало ощущение, что живу я как-то неправильно, что жить надо как-то по-другому. Как я уже говорил – в буддизме я не мог найти истины. Периодически у меня возникали, как мне казалось, беспричинные депрессии. Мне нравилась моя работа, однако я почему-то потерял смысл жизни. Я вёл довольно интересную, нескучную жизнь – изучил НЛП (нейро-лингвистическое программирование) и занимался с помощью его “пикапом” – знакомился с девушками для весёлого времяпрепровождения.

Кроме того, я пришёл к выводу (анализируя историю Шугдэна и др. буддийские «бесовские» истории), что бесы (демоны) существуют не только в нашем сознании (как считают некоторые буддисты), но и существуют в реальности. Ведь даже далайлама признал, что бес Шугдэн является виновником китайской оккупации Тибета и др. бедствий тибетского народа. Если считать, что Шугдэн существует лишь в сознании буддистов, то каким образом он мог стать причиной несчастий целого народа?! Тогда же я вспомнил, что, согласно христианскому вероучению, бесы (демоны) являются слугами сатаны. В итоге я стал приходить к мысли, что, если существуют сатана и бесы, то, наверно, существует и их антагонист – Бог-Создатель (Творец). Если кто не знает – буддисты не признают существование Бога-Творца, они считают, что наша Вселенная существовала всегда. Поэтому буддизм нередко называют «атеистической религией».

В этот же период жизни я имел весьма продолжительную беседу с одним моим хорошим знакомым. Этот прекрасный человек – офицер российской армии, искренне верующий православный человек. Узнав о моих сомнениях в отношении буддизма, он стал лишь укреплять меня в них. Он рассказал мне о православном взгляде на медитацию, на понятие нирваны. Он вновь напомнил мне о том, чем так опасны (с точки зрения Православия) духовные практики, связанные с визуализацией чего бы то ни было.

Рассказал он мне и об отрицательном отношении православных иереев к методике НЛП и к “пикапу”. От него же я получил книги Лосского, Андрея Кураева, о.Серафима Роуза о буддизме и различных «восточных» практиках. Я вновь перечитал Священное Писание (до этого я читал его ещё будучи школьником).

Вскоре со мной произошло событие, в результате которого я пришёл к выводу, что Бог действительно существует (я не буду об этом рассказывать – поскольку история эта глубоко личная).

В итоге я пришёл к выводам:

1) Найти в буддизме истину просто нереально для человека, не потерявшего способность к логическим рассуждениям.

2) Понятия «буддизм» и «бесовщина» – понятия равнозначные.

3) Также я пришёл к выводу, который прекрасно сформулировали И.М. Концевич и В.А. Кожевников: «Мрачно и жутко становится при соприкосновении с буддизмом, хотя последний и рядится в тогу величия. Он ведет человека к величайшему греху – греху духовного самоубийства, вечного отлучения бессмертной души от источника жизни – Бога. На нем печать гордого отвержения духа отрицания, смерти».

Здесь можно привести и слова, написанные одним умным человеком: «В лице буддизма тварь забыла и отринула своего Творца и Промыслителя, поставив на его место роковой, бессмысленный круговорот будто бы безначальных, слепых, космических сил. Отсюда – неутешная, неисцелимая скорбь буддийского пессимизма, этого законченного воплощения «души, не имеющей упования».

Я стал изучать христианскую духовную литературу – как православную, так и католическую, и протестантскую. В результате, я пришёл к следующему выводу: истинное христианство – только в Православии. В Православии я нашёл истину и принял крещение.

Вконтакте

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы-. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX века Amazon.com, Inc.

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла-ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест-вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро-да Шакья, принадле-жав-ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои-нов, родился в северной Индии, предполо-житель-но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген-дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло-гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет-ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет -вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель-ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь-ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

2. Чем буддизм отличается от индуизма?


Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0

Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред-ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз-ма Индуизм — религия Индии, которую испо-ведует более 80 % населения страны. В отли-чие от буддизма, индуизм — нацио-нальная религия, принадлежность к которой опреде-ляется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных тради-ций, кото-рые, как принято считать, объеди-няет при-знание авторитета Вед — главного священ-ного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для про-никновения извне религии. Социальная структура индийского общест-ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя-лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек-туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро-странен-ных в Индии, значительно уступая индуиз-му, исламу, христианству и сикхиз-му Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе. . При этом основатель буддиз-ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

3. Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons

На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни-лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий-скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо-минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».

Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелю-бо-дей-ствовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис-тианстве)?

Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art

В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное сред-ство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредст-венно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последовате-лей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презри-тельно называют хинаяной, то есть «малой колес-ницей», — ведь оно предпола-гает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаяни-сты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добро-вольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.

Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущест-венно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.

5. Будда один, или их много?

Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793-1794 годы Norton Simon Art Foundation

В буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужден-ных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшествен-ников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи В переводе с санскрита — «любящий, милосердный». . Сейчас, как верят буддисты, бодхи-саттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».

6. Будда — это бог или нет?


Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston

Как уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буд-дийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосед-ствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизнен-ного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном созда-вать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринима-ется как свидетель-ство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почита-нием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в пер-вых буддийских культовых соору-жениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхарми-ческом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.

Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские боже-ства — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддий-скому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчи-нены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо пере-родиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, пере-рождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.

7. Празднуют ли буддисты Новый год?


Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 года Claremont Colleges Digital Library

В народном буддизме существует множество праздников — весьма популяр-ных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вооб-ще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых со-бытий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буд-дийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ пред-ков очень устойчив и играет огромную роль.

8. Есть ли у буддистов храмы?


Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX века Pixels

Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первона-чально ступы строились как реликварии, в которых хранились и по-читались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разно-виднос-тей ступ, и их архитектурный облик во мно-гом зависит от региональных традиций: они могут быть полу-сфериче-скими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хоро-шую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.

Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообраз-ные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддий-ского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал Diomedia

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред-полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета-рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле-не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан-ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век Rubin Museum of Art

Источники

  • Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.
  • Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.
  • Smith Jo D. The Essence of Buddhism.
  • The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.

    Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.

Вам понадобится

  • - аудиенция Ламы;
  • - книга Чжэ Цонкапа "Ламрима";
  • - книга Патрул Ринпоче "Слова Моего Всеблагого Учителя"

Инструкция

Человек, решивший стать буддистом, должен усвоить для себя основные буддийские истины. Их четыре.Истина №1
Жизнь любого существа – животного, человека, бога – это бесконечное страдание. Люди мучаются от холода, жары, депрессии и многих других неприятных аспектов бытия. Получая удовольствие, человек, по сути, тоже страдает. Ведь он боится потерять приятное ощущение и его .Истина №2
Умение людей ненавидеть и желать - причина всех их бед. Человек, испытывая эти два чувства, совершает поступки, которые отягощают его карму.Истина №3
Чтобы человек научился избавляться от страданий, ему надо научиться улучшать свою карму. Для этого необходимо совершать только благие поступки, избавиться от страстей, ненависти, обид и желаний.Истина №4
Основная цель буддистов - достижение просветления и нирваны (освобождения от страданий). Мудрость и нравственность - вот то, что поможет этого достигнуть. Человек должен сосредоточиться на достижении этих двух состояний, а в помощь ему существует восьмиричный путь, который необходимо пройти.

Этапы восьмиричного пути.Этап 1. Истинное понимание.
Чтобы обрести истинное понимание природы вещей, необходимо постоянно размышлять об основных четырех понятиях. В них заключается вся истина бытия.Этап 2. Истинная решимость.
Человек, захотевший стать последователем Будды, должен принять решение твердо следовать по выбранному пути. Сложность заключается в том, что все происходящее с человеком в обычном мире, не должно его ни радовать, ни огорчать.Этап 3. Истинная речь.
Следует помнить, что - это не только поступки, но и слова. Необходимо строго следить за своими словами. Адептам запрещено лгать, сплетничать, сквернословить. Все это отягощает карму.Этап 4. Истинное поведение.
Для улучшения кармы следует постоянно совершать только благие дела. Запрещено убивать (даже насекомых), обижать кого бы то ни было, заниматься воровством и прелюбодеянием.Этап 5. Истинная жизнь.
Следует запомнить, что наркотики и алкоголь портят карму уже лишь потому, что искажают человеческое сознание, а оно должно быть чистым и ясным. Если человек не желает возродиться в следующей инкарнации в мире животных, ему следует забыть про проституцию, азартные игры и мошенничество. Защищать свою страну и справедливость с оружием в руках - благое дело, а вот торговать оружием ради собственной наживы - значит отягощать карму.Этап 6. Истинное усилие.
Человеку не так просто дается восьмиричный путь, так как Сансара (реальная жизнь), со своими страданиями, его не отпускает. Требуется приложить усилия, чтобы пройти этот путь до конца.Этап 7. Истинная мысль.
Человеку необходимо осознать, что то, что он считал собственным "я" - понятие достаточно иллюзорное. Не существует всего того, что связано с личностью, все это эфемерно и не вечно.Этап 8. Истинное сосредоточение.
Когда человек будет вершить только благие дела и совершенствоваться, он достигнет чистоты сознания, вслед за которым придет состояние полного покоя и невозмутимости. Все это должно привести его к полному просветлению. Став просветленным, человек решит, чем ему заняться и какой дальнейший путь выбрать. А пути существует два - уйти в или стать боттхисатвой.

Человеку, выбравшему для себя путь буддиста, следует понять одну важную вещь. Родиться человеком - высочайшая благодать на свете. Только в мире людей (а не животных или духов) существует свобода воли и, как следствие, свобода выбора пути. А ведь родиться человеком выпало не каждому. По мнению буддистов, этот шанс равен тому, что черепаха, поднимающаяся из морских глубин и высовывающая голову на поверхность, попадет своей головой в маленький одинокий деревянный круг, брошенный на поверхность великого мирового океана.

В принципе, как только человек, осознав все вышеперечисленное, принял все истины и пошел по восьмиричному пути - он может смело считать себя буддистом. Если же последователю Будды потребуется официальное признание, то необходима встреча с Ламой. Лучше всего узнать, где и когда будет встреча или лекция с учителем. После нее следует попросить аудиенции у Ламы. После беседы, проведенной во время аудиенции, Лама решит, готов ли человек быть последователем Будды.

Вопрос: Что такое буддизм и во что верят буддисты?

Ответ: Буддизм является одной из ведущих мировых религий по количеству приверженцев, географическому распространению и социально-культурному влиянию. Воспринимаясь, в основном, как «восточная» религия, он становится все более популярным и влиятельным в западном мире. Это – уникальная мировая религия, хотя она имеет много общего с индуизмом, так оба учат о карме (причинно-следственная этика), Майя (иллюзорность мира) и Самсара (цикл перевоплощения). Буддисты верят, что конечной целью жизни является достижение «просветления» в их понимании.

Основатель буддизма, Сиддхартха Гаутама, родился в королевских владениях Индии около 600 лет до н.э. Как гласит легенда, он жил в роскоши, под слабым воздействием из внешнего мира. Его родители желали избавить его от влияния религии и защитить от боли и страданий. Тем не менее, вскоре гармония в его убежище была нарушена – он имел видения старца, больного человека и трупа. Его четвертым видением был мирный монах-аскет (тот, кто отрицает роскошь и удобства). Видя спокойствие монаха, он сам решил стать аскетом. Он отказался от своей жизни в богатстве и достатке, стремясь к просветлению через аскетизм. Он достиг успеха в этом роде укрощения плоти и интенсивной медитации, став лидером среди своих сверстников. В конце концов, его усилия завершились последним актом. Он «побаловал» себя миской риса и сел под смоковницей (также называемой деревом Бодхи), чтобы медитировать до тех пор, пока не достигнет «просветления» или же погибнет. Несмотря на его мучения и искушения, на следующее утро он достиг просветления. Таким образом, он стал известен как «просветленный» или «Будда». Он взял на вооружение свое новое понимание и начал преподавать своим собратьям-монахам, над которыми уже приобрел значительное влияние. Пять товарищей стали его первыми последователями.

Так что же Гаутама открыл? Просветление лежит «посредине», а не в роскошной неге или самоуничижении. Также он обнаружил то, что в последствии стало известно как «Четыре благородные истины»: 1) жить – значит страдать (Дукха); 2) страдание вызвано желанием (Танха или «привязанность»); 3) устранить страдания можно избавившись от всех привязанностей; 4) это достигается за счет следующих благородного восьмиэтапного пути. «Восьмиэтапный путь» заключается в наличии правильных 1) точки зрения; 2) намерений; 3) речи; 4) действий; 5) образа жизни (монашество); 6) усилий (направлять энергию должным образом); 7) сознания (медитации); 8) концентрации. Учения Будды были собраны в Трипитаку или «Три корзины».

В этих отличительных доктринах заложены учения, общие с индуизмом, а именно: реинкарнация, карма, майя и тенденция воспринимать реальность пантеистичной в своей ориентации. Буддизм также предлагает замысловатую теологию божеств и возвышенных существ. Однако, как и в индуизме, в буддизме сложно точно определить взгляды на Бога. Некоторые течения буддизма могут по праву называться атеистическими, тогда как другие можно назвать пантеистическими, а третьи, такие как буддизм Чистой Земли, – теистическими. Классический буддизм, однако, не упоминает о реальности высшего Существа и поэтому считается атеистическим.

Буддизм достаточно разнообразен. Его в общем можно разделить на две широкие категории: Тхеравада (Учение старцев) и Махаяна (Великая колесница). Тхеравада является монашеским течением, которое закрепляет просветление и нирвану за монахами, в то время как буддизм Махаяны расширяет эту цель просвещения и на мирян, не монахов. В рамках этих категорий можно найти многочисленные ответвления, включая в частности Тэндай, Ваджраяну, Нитирэнизм, Сингон, Чистую землю, Дзэн и Ребу. Для людей извне, стремящихся понять буддизм, важно не претендовать на знание всех деталей конкретной школы буддизма, если они изучили лишь классический, исторический буддизм.

Будда никогда не считал себя богом или божественным существом. Напротив, он считал себя «проводником» для других. Лишь после смерти некоторые из его последователей присвоили ему божественный статус, хотя и не все его ученики согласились с этим. Тем не менее, в Библии говорится совершенно ясно, что Иисус был Сыном Бога (Матфея 3:17: «И голос с неба сказал: Это Мой любимый Сын, в Нем Моя отрада») и что Он и Бог едины (Иоанна 10:30). Никто не может считать себя христианином, не исповедуя веру в Иисуса как в Бога.

Иисус учил, что Он есть путь, а не просто тот, кто показал его, как подтверждает Евангелие от Иоанна 14:6: «Я – Путь, Истина и Жизнь. Только через Меня можно прийти к Отцу». До смерти Гаутамы, буддизм обрел значительное влияние в Индии, а триста лет спустя он охватил значительную часть Азии. Писания и высказывания, приписываемые Будде, были написаны около четырехсот лет после его смерти.

В буддизме грехом, в основном, считается невежество. И хотя грех воспринимается как «моральная ошибка», контекст, в котором различаются «зло» и добро», является аморальным. Карма считается балансом природы, на который невозможно повлиять лично. Природа не имеет морали, поэтому карма – не моральный кодекс, и грех, в итоге, не является аморальным. Таким образом, можно сказать, что, согласно буддистскому учению, наша ошибка не является моральной проблемой, так как она – это безличная ошибка, а не межличностное нарушение. Последствия этого понимания разрушительны. Для буддистов грех больше похож на проступок, чем на преступление против природы святого Бога. Это понимание греха не согласуется с врожденным нравственным сознанием того, что люди находятся в положении осужденных за свои грехи перед святым Богом (Римлянам 1–2).

Последователи буддизма считают, что грех является безличной и поправимой ошибкой, но это противоречит учению о порочности – основной доктрине христианства. Библия говорит нам, что грех человека является вечной проблемой и имеет бесконечные последствия. В буддизме нет нужды в Спасителе для избавления людей от их гибельных грехов. Для христианина Иисус является единственным средством спасения от вечного проклятия. Буддисты же основываются только на этике жизни и медитативном обращении к возвышенным существам, в надежде на возможное достижение просветления и окончательной нирваны. Более чем вероятно, что им придется пройти через ряд перевоплощений, чтобы погасить огромные накопления кармических долгов. Для истинных последователей буддизма религия является философией морали и этики, воплощенной в жизни в воздержании от собственного «я». В буддизме реальность является безличной и относительной, поэтому она не важна. Кроме того, что Бог рассматривается как иллюзорное понятие, растворяя грехи в неморальные ошибки и отвергая все материальные реальности как майя («иллюзия»), даже мы сами теряем «себя». Личность становится иллюзией.

Относительно вопросов о создании мира и вселенной, а также об их создателе учение Будды умалчивает, потому что в буддизме нет ни начала, ни конца. Вместо этого существует бесконечный круг рождений и смертей. Можно было бы спросить, какой вид Существа создал нас, чтобы жить, терпеть такую боль и страдания, а затем умирать снова и снова? Это может заставить задуматься – а в чем же смысл, зачем? Христиане знают, что Бог послал Своего Сына умереть за нас, один раз, чтобы нам не пришлось страдать всю вечность. Он послал Своего Сына, чтобы дать нам знание, что мы не одиноки и что мы любимы. Христиане знают, что в жизни есть нечто большее, чем страдания и смерть: «…теперь сделал ее зримой явлением нашего Спасителя Христа Иисуса, уничтожившего смерть и Радостной Вестью открывшего миру жизнь и бессмертие» (2 Тимофею 1:10).

Буддизм учит, что нирвана является высшим состоянием бытия, состоянием чистого бытия, которое достигается за счет заслуг каждой отдельной личности. Нирвана не поддается рациональному объяснению и логическому порядку, и поэтому ей не можно научить, а только реализовать. Небесное учение Иисуса, напротив, весьма конкретно. Он учил нас, что наши физические тела умирают, но души возносятся, чтобы пребывать с Ним на небесах (Марка 12:25). Будда учил, что люди не имеют индивидуальной души, что индивидуальность или «эго» являются иллюзией. У буддистов нет милосердного Небесного Отца, пославшего Своего Сына умереть за нас, для нашего спасения, чтобы обеспечить нам путь для достижения Его славы и величия. В конечном счете, именно поэтому буддизм должен быть отвергнут.

Ну, если уж мы взялись за тот вопрос, то следует сказать и о том, почему не стоит быть или становится буддистом, иначе все будет выглядеть в духе празелитизма: «не хочешь, а мы тебя заставим! » Нет, чтобы такого не было, специально публикую эту статью с самоговорящим названием — десять причин, чтобы не стать буддистом .

Первая причина не становиться буддистом — вам нравиться страдать и болеть

Первая уважительная причина, для того, чтобы не стать буддистом довольно простая вам просто нравиться страдать и нравиться смотреть на то, как разнообразными способами страдают вы и ваши близкие, родные друзья, знакомые, весь мир вокруг. Тогда буддизм не для вас, так как цели его как раз в том, чтобы избавиться от страданий.

Вторая причина вы верите в Бога и авраамитские принципы «терпилы»

Вторая причина вытекает из первой, вы верите в Бога и считаете, что верна христианская поговорка Бог терпел и нам велел, быть терпилой для вас самое важное в жизни, любите когда вас бьют по щекам и вытирают об вас ноги разными способами, смирение, сильные страдания и полную слабость вы считаете главными добродетелями человека.

И вообще иудейская, христианская и мусульманская (в целом все семитские веры для вас смысл и суть жизни).

Что же тут уже не поделаешь, это ваш личный выбор быть близким с Богом уже означает любить иудаистские течения и быть мощно терпеливым к всевозможному насилию по отношению к себе и своим близким.

Вообщем вас определяют все ваши знакомые под одним знаком — религиозный фанатик и вам абсолютно фиолетово — главное и правильно лишь то, что написано в вашем талмуде!

Третья причина вы ни на йоту не верите в науку и научные достижения

Вы до сих пор верите, как учили христианские богословы в плоскую землю, которая стоит на известных животных, а прямо над нами восседает Бог на небе, вы верите также в святую инквизицию и всех неверных типа Коперника, готовы сжечь на костре, лишь за то, что его научные изыскания опровергают догматы вашей религии, ну или типа того. Вообщем наука для вас пустой звук, вы не используете интернет, когда болят зубы вы не идете к врачу, а предпочитаете сами лечить себя, вы живете в глухой деревне и общаетесь с деревьям и животными… Вероятно, это тоже уважительная причина, чтобы не становится буддистом.

Четвертая причина — вы выступаете за социальную и национальную дискриминацию

Если вы националист или что-то вроде ратуете и агитируете других по поводу усиления таких видов дискриминации как: социальная, экономическая, политическая, религиозная, гендерная, национальная и поддерживаете другие виды дискриминации и отчуждения в обществе, то буддизм вероятно не для вас, ибо эта тема из другой оперы. Так как буддийское учение не поддерживает ни один из видов дискриминации или насилия будь-то в уме или на уровне речи, не говоря уже обо всех остальных.

Пятая причина — вас не интересует духовный путь и духовная практика

Если вас в целом не интересует ни духовный путь, ни духовная реализация, ни тем более, духовная практика, то тогда буддизм не для вас. Если вам достаточно быть верующим и соблюдать ритуалы в стиле — «зажги свечку и будет тебе счастье «, тогда буддизм не является той системой, где вам будет хорошо или удобно. Так как ритуалы, подношения и пуджи всегда для буддистов на втором месте, а на первом месте личная духовная практика по изменению и улучшению себя.

Шестая причина вы счастливы и ни в чем не нуждаетесь

Вы вполне уверены в том, что у вас все есть: женщины (мужчины) или муж (жена), дети, родственники, машина, дом, дача, кошка (собачка) — вообщем вы находитесь постоянном стрессе и погрязли в постоянных проблемах из-за всего этого, но считаете, что это и есть счастье. Тогда вы действительно не нуждаетесь в буддийском учении. Тем более, если думаете и глубоко уверены, что счастье можно купить или продать, заработать в качестве премии и зарплаты, получить силой или просто заняться сексом или мастурбацией и получить оргазм (некоторые имаго думают, что оргазм — это счастье).

Седьмая причина вас не интересует быстрое просветление или нирвана

Вы настоящий христианин (мусульманин, иудей) и вас не интересуют чужие ложные взгляды, какими бы красивыми и логичными они бы не выглядели. То есть вы, в полном смысле фанатик своей религии, и вам совершенно не интересны чужие истории о мире и духовном развитии или вы просто мало понимаете связь распятий и вечных страданий в аду за грехи, и вообще страдания и мучения с нирваной. Вы искренне думаете, что все представители не вашей религии попадут в вечный ад, а в своем нынешнем состоянии одержимы бесом, и только благодаря тому, что инквизиция до них еще не добралась, вы готов их пожалеть. А вообще вы серьезно думаете над тем, как привлечь их к суду по закону оскорбления чуств верующих и сослать их куда-нибудь далеко, скажем, .

Восьмая причина вас не интересует тантра и мощные древние практики

Вы отлично понимаете, то тантра опасная вещь и имеете опыт скорее негативный, чем позитивный. Вы понимаете, что не сможете практиковать экстремальные вещи порой или часто, тогда не для вас, а также тантра в целом и древние мощные практики, которые ведут к быстрой духовной реализации. Вы также считаете, что буддисты — это эгоисты или люди-эгоцентрики.

Девятая причина вам не интересна медитация

Вы понимаете медитацию, как чисто посредственную вещь, как практику, которая связана со всевозможными заблуждениями. А также вы думаете, что медитация это удел бесноватых еретиков или полоумных, которые вместо того, чтобы зарабатывать деньги увлечены не существующими вещами и фантазиями по поводу себя.

Десятая причина вы сам себе бог, Наполеон или вы просто нигилист

Тут вроде все понятно, если вы самоопределились в себе и поняли себя как личность или высшая личность, то тогда вам вовсе незачем практиковать буддийские учения и становится буддистом.