Относительно небольшие по численности замкнутые религиозные общины. Дополнительный теоретический материал по обществознанию (профиль) "Религия как одна из форм культуры". Роль религии в жизни общества

Задание №1.Тест.

1. Укажите понятие, объединяющее все ниже указанные

1) религиозные убеждения 2) религиозные нормы 3) религиозная вера 4) религиозные обряды

2. Укажите верное высказывание. Уровни религиозного сознания включают

А. религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов).

Б. религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны

3. Система символических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать на сверхъестественное – это

1) религиозный культ 2) религиозная вера 3) религиозное поведение 4) религиозный обряд

4. Относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды господствующей религии –

1) секта 2) церковь 3) орден 4) монастырь

5. Вероучение осваивается, транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, в рамках

1) догматики 2) теологии 3) философии 4) культурологи

6. Соотнесите функции религии и их содержание.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ

А. регулятивная 1) взгляд на мир как единое целое, место и роль человека в нем

Б. воспитательная 2) упорядочивание помыслов, стремлений людей, их поведения в обществе, формирование системы ценностей деятельности

В. мировоззренческая 3) снятие социального и душевного напряжения человека

Г. компенсаторная 4) социализация человека, привитие определенных правил и навыков

7. Укажите понятие пропущенное в таблице национальные религии

религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации

мировые религии

религии, преодолевшие этнонациональную ограниченность и доступные для восприятия любым человеком

Ответ:_________________________________

8. К мировым религиям относится –

1) индуизм 2) даосизм 3) буддизм 4) синтоизм

9. Полная убеждённость в отсутствии сверхъестественного мира – это

1) атеизм 2) интуиция 3) обыденное познание 4) религиозная вера

Задание №2.

Текст: Религия, её роль в обществе

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.

Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определенном этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.

Ядром религии становится вера. Первым и основным ее элементом является вера в существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки.

Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение.

Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.

Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой ее частью.

Задания

С1. Составьте план текста. Для этого вы делите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.

С3. Какие элементы включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?

С4. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.

§ 33. Роль религии в жизни общества

Вспомните:

что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделе­ние всего сущего на мир земной и небесный, а также при­знание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Почему человек верит в сверхъестественное? Исследова­тели прошлого объясняли это, например, страхом перед не­предсказуемостью и могуществом природы или глубоким не­вежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современно­му обществу? Философы, культурологи, социологи, психоло­ги по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что ре­лигия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социаль­но значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­ озные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.

Первая из них - убежденность в существовании объек тов 9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­ денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­ нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Место и значение религии в обществе определяются ис­полняемыми ею функциями, к которым можно отнести ре­гулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компен­саторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

Безусловно, важнейшей функцией религии является ре гулирование поведения индивидов, социальных групп. Регу-

лятивная функция религии основывается на аккумулиро­ванном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, мораль­ных канонах различных религий. Религия не только уста­навливает определенные рамки свободы человека, но и по­буждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.

Мировоззренческую функцию религия реализует благода­ря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что рели­гия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения рели­гиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реали­зуется в молитве и покаянии, при совершении которых че­ловек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причи­ны душевного и социального дискомфорта человека не уст­раняются.

Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разво­рачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующи­ми. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

Из курса отечественной и зарубежной истории вам изве­стно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, - достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например пре­подобного Сергия Радонежского, в объединении русских зе­мель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя уси­лия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению но­вого - вспомним, например, роль протестантизма в станов­лении буржуазного общества. Однако религиозная инте­грация имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой - разъединяет, примером че­му являются многочисленные религиозные войны и кон­фликты.

Культурная функция состоит в том, что религия сохра­няет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Мировые религии охватывают огромное количество веру­ющих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают предста­вители всех мировых религий.

Буддизм - старейшая мировая религия, наиболее рас­пространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува.

В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание - рож­дение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; причина страдания заключается в наличии у чело­века желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний; чтобы до­стичь этой цели, необходимо придерживаться восьмерично­го пути спасения, включающего усвоение четырех благород­ных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных дейст­вий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ве­дет человека к нирване - состоянию отсутствия, преодоле­нию страданий.

Строгость буддийской морали и сложность техники, с по­мощью которой можно достичь нирваны, привели к выделе­нию двух путей спасения - хинаяны («узкая колесница»), доступной только монахам, и махаяны («широкая колесни­ца»), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синто­измом в Японии.

Христианство является второй по времени возникнове­ния мировой религией. Из курса истории вы знаете, что вы­деляются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм.

Библия - основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврей­ского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion - благо-вестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Христианство - это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочелове-чился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спа­сителя - центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

Политическое развитие Римской империи в III- IV вв. н. э., ее разделение на Западную и Восточную приве­ло к постепенному обособлению Западной и Восточной хри стианских церквей с центрами в Риме и Константинополе, разногласия которых веками накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же принципиальные догматические расхождения церквей? Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Восточная церковь признает исхождение Свято­го Духа только от Бога Отца. Римско-католическая церковь провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о воз­несении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в ка­толицизме. Православная церковь не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, а римско-католическая церковь считает Папу наместником Бога на земле, устами которого применительно к вопросам религии говорит Сам Бог. Римско-католическая церковь, наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возмож­ность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми, которым «рас­поряжается» церковь.

В странах Западной Европы в XV-XVI вв. развернулось движение Реформации, приведшее к отделению от католи­ческой церкви значительной части христиан. Возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из-под власти Папы. Крупнейшими из них являются лютеранст­ во (Германия и страны Балтии), кальвинизм (Швейцария и Нидерланды), англиканская церковь (Англия). Протестанты признают Священное Писание (Библию) единственным ис­точником веры и полагают, что каждому человеку воздаст­ся по вере его вне зависимости от средств ее внешнего вы­ражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм же остался строго централизованной религией. Из европейских стран католицизм наиболее распространен в Италии, Испании, Франции, Польше, Португалии. Значительное число като­ликов проживает в странах Латинской Америки. Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единст­венной религией.

Несмотря на разделение христианства на отдельные церкви, все они имеют общую идейную основу. В мире на­бирает силу экуменическое движение, стремящееся к диало­гу и сближению всех христианских церквей.

В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства. Подавляющее большинство верующих в нашей стране - православные. Православие представлено Русской православной церковью, различными направлениями старообрядчества, а также религиозными сектами. Католицизм также имеет определенное число по­следователей. Протестантизм среди граждан России пред­ставлен как официальными церквями, например лютеранст­вом, так и сектантскими организациями.

Ислам - самая поздняя по времени возникновения ми­ровая религия, распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток и Северная Африка), в Юж­ной и Юго-Восточной Азии (Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии и др.). В Российской Федерации про­живает значительное количество мусульман. Это вторая по числу приверженцев религия после православия.

Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в Мекке сформировался религиозный центр арабских племен и возникло движение за почитание единого верхов­ного Бога-Аллаха. Здесь началась деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).

Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог - Ал­лах - передал людям устами пророка Мухаммеда при по­средничестве ангела Джебраила священную книгу - Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйствовенной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста У раза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совер­шение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран со­держит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских госу­дарств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе - шариате.

Становление ислама происходило под заметным влияни­ем более древних религий ближневосточного происхожде­ния - иудаизма и христианства. Поэтому в Коране встре­чается ряд библейских персоналий (архангелы Гавриил, Михаил и др., пророки Авраам, Давид, Моисей, Иоанн Креститель, Иисус), упоминается священная для иудеев книга - Тора, а также Евангелие.

Экспансии ислама способствовали завоевания арабов, ту­рок, которые шли под знаменем религии. В XX в. в Тур-

ции, Египте и ряде других государств были проведены ре­формы по ограничению сферы действия религиозных зако­нов, отделению церкви от государства и введению светского обучения. Но в некоторых мусульманских странах (напри­мер, Иране, Афганистане) чрезвычайно силен исламский фундаментализм, который требует организации всех сфер жизни на принципах Корана и шариата.

В современной России ислам распространен среди жи­телей Татарстана и Башкортостана, республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии - Алании, жители которой преимущественно исповедуют православие. Среди мусульман - представители многочис­ленной азербайджанской диаспоры. Организационно мусуль­мане России возглавляются Центральным духовным уп­равлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог) друг с другом и государствам.

Правовой основой разрешения всех возникающих про­тиворечий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Вы знаете, что совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осу­ществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения. В наше время под свободой со­вести понимается право человека самостоятельно формиро­вать свое мировоззрение и открыто выражать его в социаль­ных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной Жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не все­гда - в обществах с преобладающим религиозным мировоз­зрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуще­ствление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.

Принцип отделения религиозных организаций от госу­ дарства предусматривает, с одной стороны, невмешательст­во государства в лице его органов и отдельных должностных

лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсут­ствие государственного финансирования и пропаганды от­дельных организаций, с другой - невмешательство религи­озных организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправ­ными, отсутствует государственная, официальная рели­гия - государство нейтрально в вопросах религиозной ее ры.

Светский характер государственного образования пред­полагает, во-первых, равный доступ представителей всех ре­лигиозных конфессий и атеистов к получению гарантиро­ванного государством образования, во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, в-третьих, воспитание подрастающе­го поколения в духе толерантности к проявлениям инако­мыслия.

Государство также гарантирует всем верующим возмож ность свободно отправлять свой культ (в случае, если де­ятельность религиозной организации не признана судом со­циально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

Si!Основные понятия: религия, религиозное сознание, ми­ровые религии, принцип свободы совести.

ill Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

Проверьте себя

1) Что такое религия? 2) Какие элементы религии выде­ляют ученые? 3) Какими признаками характеризуется рели­гиозное сознание? 4) Каково значение религии в жизни об­щества? 5) Каковы основные идеи каждой из мировых религий? 6) В чем сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный социолог П. А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, со­зданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспо­нирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о не­уклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретны­ми примерами.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи американского социолога XX в. Роберта Бел­ла «Социология религии».

Итак, мы неизбежно приходим к заключению, что рели­гия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познава­тельный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их.

Человек - это животное, разрешающее проблемы. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы ре­шения проблем, - вот сфера религии. Религия занимается не столько конкретными проблемами, сколько общей про­блематикой природы человека, а среди конкретных проб­лем - такими, которые самым непосредственным образом примыкают к этой общей проблематике, как, например, за­гадка смерти. Религия имеет дело не столько с опытом кон­кретных пределов, сколько с предельностью вообще... Но даже для самого примитивного дикаря область религии - это нечто отличное, хотя и очень близкое, нечто такое, что можно услышать, но нельзя увидеть, а если можно увидеть, то мельком. Передаваемые религиозные символы, кроме то­го, сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы кон­кретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной.

Белл Р. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. -

М.. 1972. - С. 266 - 278.

ИВ Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, по мнению автора, возможные истоки религиозной веры? 2) Какими словами автор ха­рактеризует религию? 3) Приведите несколько примеров, иллюст­рирующих символическую природу религии. 4) Используя фраг­мент статьи Р. Белла, свои знания и жизненный опыт, дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни.

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредством системы культовых действий она организует повседневную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного сознания: массовое религиозное сознание, в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания. Первая из них - убежденность в существовании объектов, обладающих сверхъестественными свойствами.

Из курса истории вы помните, что подобными свойствами наделялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром), отдельные предметы-фетиши, души предков.

В развитых религиозных системах, особенно в мировых религиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, приоткрывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусторонним. Как божество воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, так и верующий имеет каналы связи с миром сверхъестественного. Ими являются культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости может принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения как результата осознания человеком собственного несовершенства, ограниченности своих возможностей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих возможность умилостивить божество, а в случае нарушения божественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой, как правило, иерархическую религиозную организацию духовенства и верующи х, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.

лерантности как качества культуры (нравственной, правовой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательновоспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содействовать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого по пгенциала личности, в овладении ею способами самостоятельного жизнетворчества, формирования жизненных позиций и перспектив.

Одной из ключевых тенденций является переход к практике непрерывного образования.

Идея непрерывного образования как процесса, охватывающего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государства.

Развивая эти взгляды, чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

В XX в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной практики, направленная на освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.

Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины XX в., а на пороге нашего века приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, ключевое значение. Это связано с научно-технической революцией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стали обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий. Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосударственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расширения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять задачи не только профессионального совершенствования работников, но и повышения их общекультурного уровня.

Об изменяющейся сущности непрерывного образования свидетельствует замена формулы «образование на всю Жизнь», утверждавшей, что полученного образования достаточно для всей жизни, положением «образование через всю йсизнь», утверждающим необходимость пожизненного образования. Так подтвердилась народная мудрость: «Век живи,

век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский (1863-1938) писал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

Развитие непрерывного образования способствует распространению тенденции совершенствования общего образования.

Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду целостную картину мира, включая основы культуры, понимания места и роли личности в этом мире, в культуре.

Общеобразовательные проблемы стали занимать подобающее им место в вузах, лекториях, СМИ. Общему образованию способствует посещение музеев, выставок, туризм.

Общему образованию (как и другим формам образования) начинают серьезно содействовать информационные технологии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дис танционного обучения, использование которого скоро превратится в устойчивую тенденцию.

Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

Развитие человечества неизбежно ведет к приданию нового облика (обновлению) всем сферам общественной жизни. Модернизация образования - явление мировое: социальноэкономические изменения, новые требования рынка труда, возрастающее значение знаний о культуре требуют соответствующих перемен в образовании. «Подобно тому как взрослый человек не может носить одежду, которая годилась ему в детстве, - писал один из видных деятелей просвещения США, - так и система образования не может противостоять требованию перемен в то время, когда все вокруг изменяется».

Необходимость модернизации системы российского образования, проводимой в начале XXI в., объясняется рядом факторов.

Во-первых, принципиальные изменения в мире и стране выдвигают перед образованием новые задачи:

- ускорение темпов развития общества требует подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному обществу, необходимость решения глобальных проблем в рамках международного сотрудничества, расширение масштабов межкультурного взаимодействия выдвигают на первый план задачи формирования творческого мышления, коммуникабельности

и толерантности;

- динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

Во-вторых, необходимы существенные изменения в целях

и содержании образования, направленные на то, чтобы они отвечали социально-экономическим и политическим трансформациям в стране, современному уровню науки, техники, технологии, ориентировали на формирование фундаментальных знаний, постижение общей культуры; нацеливали на развитие личности обучающихся, индивидуальный подход к ним, повышение качества знаний.

В-третьих, надо от декларации о приоритетности образования перейти к ее практической реализации; от провозглашения всеобщности и доступности образования - к реальному воплощению этих принципов. Необходимо поднять социальный статус педагогов, чья оплата труда - одна из самых низких в стране, улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений.

Модернизация должна сочетать продуманные новации с уважительным отношением к несомненным достижениям российского (в том числе советского) образования, использовать мировой опыт с учетом особенностей развития страны.

Модернизация прежде всего направлена на выполнение главной задачи - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Назовем некоторые конкретные направления модернизации: разработка государственных стандартов среднего и высшего образования; разработка новых учебных программ; подготовка нового поколения учебников, которые могут поступить в школы лишь после их одобрения ведущими наУчными учреждениями страны; проведение Единого государственного экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средних школах и вступительные в вузы; осу-

ществление профильного обучения в школе; развитие внешкольных форм образования (Интернет, библиотеки, дома творчества, спортивные школы и т. п.); улучшение финансового обеспечения образования и в связи с этим повышение социального статуса педагогов.

Модернизация образования вызвала широкий общественный интерес, активно обсуждаются проблемы доступности всех ступеней образования и повышения его качества. Назовем некоторые проблемы, относящиеся к общему среднему образованию:

- с какого возраста начинать обучение в школе: с 5, 6 или 7 лет;

- сколько классов должна охватывать начальная школа: 4, 5 или 6;

- нужна ли профильная школа (10-11 классы), каким должен быть ее учебный план (например, нужны ли гуманитарию математика и физика);

- целесообразно ли законодательное решение об обязательном 11-летнем обучении;

- как улучшить работу сельских школ;

- нужно ли, по примеру многих развитых стран, переходить к 12-летней школе.

В правительственных документах указывается: опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно потребности личности, общества и государства будут определять направления изменений и развития системы образования России.

Основные понятия: образование, непрерывное образование.

мины: модернизация, компетентность.

Проверьте себя

1) Что такое образование, чьим интересам оно должно отвечать? 2) Какие качества формирует образование у человека? 3) В чем состоит влияние образования на функционирование и развитие общества? 4) Охарактеризуйте взаимосвязь образования и культуры. 5) Каким образом образование способствует укреплению национальной безопасности России? 6) В чем выражается сущность и значение принципов «научиться самостоятельно добывать знания», «научиться работать»? 7) Охарактеризуйте основные тенденции развития образования в XXI в. 8) В чем заключается сущность опережающего развития образования, почему это необходи-

MO? 9) Каковы главные задачи модернизации образования России и как они выполняются?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Некоторые ученые полагают, что в образовании ключевыми понятиями являются «самоанализ», «самодисциплина» и «самоконтроль». Как вы понимаете сущность названных понятий, согласны ли вы с тем, что именно они являются ключевыми? Свое мнение аргументируйте.

2. В современных дискуссиях об образовании иногда используются такие словосочетания: знание-понимание, зна- ние-сочувствие, знание-размышление. Какое содержание, на ваш взгляд, вкладывается в них, есть ли достаточные основания для выделения этих характеристик знания?

3. Один из современных философов утверждает, что при определении содержания образования нужно исходить из закона «технико-гуманитарного равновесия». Как вы понимаете этот закон, как он может учитываться в общем образовании и при профессиональной подготовке в техникумах, вузах?

4. В Российской Федерации государственные органы призывают работодателей участвовать в формировании и реализации образовательной политики. В чем, на ваш взгляд, может выражаться это участие и кому оно выгодно? Свое мнение аргументируйте и конкретизируйте.

5. Ныне выпускники средних школ многих регионов РФ сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В чем, на ваш взгляд, состоят положительные стороны и недостатки этой формы аттестации знаний? Целесообразно ли считать ЕГЭ единственной формой школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов?

6. В России из года в год растет количество студентов вузов. Однако многие выпускники долгое время не могут найти работу по специальности. Вместе с тем остаются вакантными рабочие места, требующие лишь среднего профобразования. В чем, по вашему мнению, причина этих явлений и какие меры общество и государство должны принять для упорядочивания подготовки специалистов различных образовательных уровней?

7. В последние годы большое развитие получило платное обучение. Чем это объясняется? Каковы социальные последствия введения платного обучения? Каково, на ваш взгляд, Должно быть соотношение между платным и бесплатным обучением в вузах?

8. Опираясь на свой опыт, сформулируйте, что надо изменить в школе для того, чтобы она обеспечивала высокое качество знаний и учитывала интересы учащихся.

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из педагогических сочинений выдающегося русского педагога П. Ф. Каптерева.

Об истинно образованном человеке:

1. Это такой человек, который владеет не только разносторонним знанием, но и умением им распоряжаться, который не только знающ, но и сообразителен, у которого есть царь в голове, единство в мыслях; который умеет не только думать, действовать, но и работать физически, и наслаждаться красотой природы и искусства.

2. Это такой человек, который чувствует себя живым и деятельным членом современного культурного общества, понимает тесную связь своей личности с человечеством, со своим родным народом, со всеми прежними работниками на поприще культуры, который по мере сил двигает человеческую культуру вперед.

3. Это такой человек, который чувствует раскрытыми в себе все свои способности и свойства и не страдает от внутренней дисгармонии своих стремлений.

4. Это человек физически развитый, с здоровыми органами тела, с живым интересом к физическим упражнениям, чувствительный и к радостям тела.

Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. - М., 1982. - С. 435.

ЯШВопросы и задания к источнику. 1) Почему овладение разносторонними знаниями необходимо и вместе с тем недостаточно для образованного человека? 2) Что значит уметь распоряжаться своими знаниями? 3) Что значит быть «живым и деятельным членом современного культурного общества», по мере сил двигать вперед человеческую культуру? 4) Почему необходимо развитие всех своих способностей? 5) Раскройте связь здоровья, физического развития с образованностью человека.

Об этом спорят

Существуют две точки зрения на роль образования. Первая: образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая: образование должно не только «работать» на будущее, но и обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас. Какую точку зрения вы разделяете и почему? Ваше мнение аргументируйте.

§ 33. Роль религии в жизни общества

Вспомните:

что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделение всего сущего на мир земной и небесный, а также признание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Почему человек верит в сверхъестественное? Исследователи прошлого объясняли это, например, страхом перед непредсказуемостью и могуществом природы или глубоким невежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современному обществу? Философы, культурологи, социологи, психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что религия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социально значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредством системы культовых действий она организует повседневную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного сознания: массовое религиозное сознание, в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания.

Первая из них - убежденность в существовании объек тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами наделялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых религиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусторонним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестественного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж-

денность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости может принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения как результата осознания человеком собственного несовершенства, ограниченности своих возможностей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих возможность умилостивить божество, а в случае нарушения божественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой, как правило, иерархическую религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Место и значение религии в обществе определяются исполняемыми ею функциями, к которым можно отнести регулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

Безусловно, важнейшей функцией религии является ре гулирование поведения индивидов, социальных групп. Регу-

лятивная функция религии основывается на аккумулированном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, моральных канонах различных религий. Религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что религия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения религиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реализуется в молитве и покаянии, при совершении которых человек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причины душевного и социального дискомфорта человека не устраняются.

Религия выполняет также коммуникативную функцию,

являясь средством общения верующих. Это общение разворачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующими. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

Из курса отечественной и зарубежной истории вам известно немало примеров того, как религия может выступать

фактором интеграции общества, - достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например преподобного Сергия Радонежского, в объединении русских земель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя усилия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению нового - вспомним, например, роль протестантизма в становлении буржуазного общества. Однако религиозная интеграция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой - разъединяет, примером чему являются многочисленные религиозные войны и конфликты.

Культурная функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Мировые религии охватывают огромное количество верующих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают представители всех мировых религий.

Буддизм - старейшая мировая религия, наиболее распространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува.

В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание - рождение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; причина страдания заключается в наличии у человека желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний; чтобы достичь этой цели, необходимо придерживаться восьмеричного пути спасения, включающего усвоение четырех благородных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных действий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ведет человека к нирване - состоянию отсутствия, преодолению страданий.

Строгость буддийской морали и сложность техники, с помощью которой можно достичь нирваны, привели к выделению двух путей спасения - хинаяны («узкая колесница»), доступной только монахам, и махаяны («широкая колесница»), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синтоизмом в Японии.

Христианство является второй по времени возникновения мировой религией. Из курса истории вы знаете, что выделяются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм.

Библия - основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврейского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion - благовестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ

Роль религии в жизни общества

Вспомните:

что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделœе­ние всœего сущего на мир земной и небесный, а также при­знание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Почему человек верит в сверхъестественное? Исследова­тели прошлого объясняли это, к примеру, страхом перед не­предсказуемостью и могуществом природы или глубоким не­вежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современно­му обществу? Философы, культурологи, социологи, психоло­ги по-разному отвечают на данный вопрос. Но очевидно, что ре­лигия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социаль­но значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повсœеднев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.

Первая из них - убежденность в существовании объек тов 9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, к примеру, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определœенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определœенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.