Анаксагор учение об уме и частицах. Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора. Философия Эллады эпохи демократии

«Человек является самым разумным из
животных вследствие того, что он имеет руки»

Анаксагор из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.), древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор из Клазомен - древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о неразрушимых элементах - "семенах" вещей (гомеомерий ). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор (Ἀναξαγόρας) из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.) - древнегреческий натурфилософ материалистического направления (хотя и последовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакционных противников рабовладельческой демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою философскую школу.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 15-16.

Анаксагор из Клазомен (Anaxagoras) (ок. 500 - ок. 428 гг. до н.э.). Философ, приехавший в Афины в возрасте 20 лет и ставший первым афинским философом. Был учителем и другом Перикла. Враги Перикла обвинили его в нечестивости, однако он бежал из Афин, вероятно, в Лампсак, где основал свою школу и жил до смерти.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 445.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) - древнегреческий философ. Происходил из Клазомен в Малой Азии. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (позже названных геометриями). Имя Анаксагора упоминается Гумилёвым в 10 лекции по этнологии «Сфера мысли в этногенезе». Рассматривая греческих натурфилософов и их взгляды на проблему мироздания, Гумилёв скажет: «Анаксагор предположил, что в основе всего лежит эфир - очень тонкий газ» («Струны истории», 343).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 44.

Анаксагор из Клазомен. Дошедшие до нашего времени свидетельства о философии Анаксагора (V в. до н.э.) весьма трудны для истолкования, однако, судя по всему, он рассматривал Вселенную как состоящую из «семян» всех определенных веществ - «Во всем заключается часть всего». Он полагал, что любые изменения происходят в результате перестановки составляющих веществ. Он также рассматривал разум, или рассудок (nous) как начало, отдельное от прочих веществ, вездесущее и вечное, являющееся оживляющим принципом всех живых существ и источником космического движения. Согласно Анаксагору, Земля имела плоскую форму и поддерживалась воздухом. При этом он доказывал вращение небесных тел и говорил о том, что луна получает свет от солнца. Очевидно, он также истолковывал явления затмений.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 436.

С марксистской точки зрения

АНАКСАГОР из Клазомен (в Малой Азии) (ок. 500-428 до н. э.) - древнегреческий философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. По обвинению в безбожии был приговорен к смертной казни и спасся, покинув Афины. Признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи («семена вещей»), позже названных гомеомериями, из различных сочетаний которых образуются все существующие вещи. Движущей силой, обусловливающей соединение и разделение элементарных частиц, считал «нус» (ум), который понимал как легчайшее и тончайшее вещество. Космогония Анаксагора объясняет возникновение системы небесных тел из первичного беспорядочного смешения частиц вещества в результате их вихреобразного вращения.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 18.

Другие биографические материалы:

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Фрагменты:

Lanza D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

Литература:

Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972;

Он же. Аннаксагор. М., 1983;

Таннери П. Первые шаги древне-греческой науки. СПб., 1902, Гл.12;

Schofield М. An Essay on Anaxagoras. Camb.-N. Y., 1980.

Guthrie W. K.C. A History of Greek Philosophy, v. 2, Camb., 1971;

Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981;

Furth M. A. «Philosophical Hero»? Anaxagoras and the Eleatics. - «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 9, 1991, p. 95-129;

Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial. - «Mnemosyne», 32,1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР

(Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500-428 до н.э.) - др.-греч. и ученый. Около 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской филос. школы. Был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, слагавшуюся из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное , сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее филос. («вечный » Аристотеля, «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное источника движения косной, инертной материи. А. описывал как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, и утверждал, что он «содержит полное обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации Космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение «семена» стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к «семенам» качественно однородных веществ (получившим у перипатетиков наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Др. особенности концепции А.: пустоты, признание бесконечной делимости вещества, относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.
А. был первым ученым, давшим правильное солнечных и лунных затмений.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АНАКСАГОР

из К л а з о м е н (ок. 500-428 до н. э. ) , др.-греч. философ и учёный. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинской филос. школы. В кон. 30-х гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в Лампсаке. От соч. А. до нас дошли 20 фрагментов - гл. обр. благодаря Симпликию.

Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Апаксимена) и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде , гипотезы, согласно крой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом) . Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени) , означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с же, утверждая, что он «содержит полное знание обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остаётся неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется».

Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получивший в перипатетической школе наименование «гомеомерий») , но и к противоположностям тёплого и холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.

А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагменты: DK II, 5-44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ , 1902 , гл. 12; Рожанский И. Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972 ; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500-428 до Р. X.) – древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали . Мировой «ум» (греч. « ») – тончайшее и легчайшее – приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные отделяются друг от друга, а однородные соединяются – так возникают вещи. При этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в , распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНАКСАГО́Р

(Ἀναξαγόρας) из К л а з о м е н в М. Азии (ок. 500–428 до н.э.) – древнегреч. натурфилософ материалистич. направления (хотя и непоследовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакц. противников рабовладельч. демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою филос. школу.

А. принадлежит глубоких для своего времени идей, сделавших его одним из ведущих натурфилософов 5 в. до н.э. А. вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул учение о неразрушимых элементах, к-рых он признавал, вопреки Эмпедоклу, количество и, вопреки атомистам, считал бесконечно делимыми. А. предвосхищал современное математич. учение о бесконечных множествах, в к-рых часть может быть не только конечной, но и бесконечной, и о бесконечно малом и бесконечно большом. А. признавал все части равными целому (А 46, Diels). Кроме того, А. отвергал наличие наименьшего и наибольшего элементов в бесконечности, а также считал все вещи одинаково большими и малыми, что тоже указывает на развивающееся у пего математич. бесконечности.

Разделяя все чувств, качества на элементы, бесконечные по качеству и количеству (он их назвал "семенами" или "вещами", позже они были названы гомеомериями), А. представлял себе каждый такой элемент тоже состоящим из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением одинаковых качеств, рассыпанных по всем элементам (там же, В 17), проповедуя, т.о., в своей натурфилософии "всё во всём" (там же, В 5–6).

Состоящую из элементов материю А. мыслил инертной массой; ее приводит в движение ум (νοῦς), в к-ром философы-идеалисты не замедлили увидеть духовное и личное начало (см. Гегель , Соч., т. 9, 1932, с. 288 и сл.; С. Н. Трубецкой, История древней философии, ч. 1, М., 1906, с. 141 и сл.). На самом деле А. понимал ум в виде некой тонкой и легкой материи и вводил это понятие лишь в качестве движущей причины, да и то проявившей себя, по-видимому, только в самом начале в виде единовременного толчка и затем предоставившей материи двигаться по собств. законам. В древности сомневались даже и в том, что ум, согласно А., есть действенная (А 57, Diels); Аристотель (там же, А 61) считал этот ум просто потенцией сущего; нек-рые историки философии трактовали его как телесный (В. Виндельбанд, История древней философии, М., 1911, с. 86 и сл.; Г. Гомперц, Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1911, гл. 4).

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104–61, и в кн.: Античные философы [Свидетельства, фрагменты и тексты], сост. А. А. Аветисьян, Киев, 1955; [Фрагменты], в кн.: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5–44.

Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 107–18; Лурье С. Я., Теория бесконечно малых у древних атомистов, М.–Л., 1935; его же, Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 92–94; Bröcker W., Die Lehre des Anaxagores, "Kantstudien", В., 1942–43, Bd 42, S. 176–89.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (Αναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500428 до н. э.)-греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов-главным образом благодаря Симпликию. Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или “семян”, всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь Приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом-умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли (“вечный перводвигатель” Аристотеля, идея “первичного толчка” в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как “легчайшую” из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он “содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу”. Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо “во всем имеется часть всего”, каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо “никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется”. Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование “гомеомерий”), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.

Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагм.: DK II, 5-44; Lanw D. Anassagora. Testimonianze e franunenti. Firenze. 1966.

Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972; Он же. Анаксагор. М., 1983; Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, Гл. 12; Schoßeid M. An Essay on Anaxagoras. Cambr.-N. Y., 1980; Guthrie W. K. C. History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1971; Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981; Furth М. A. “Philosophical Hero”? Anaxagoras and the Eleatics.- “Oxford Studies in Ancient Philosophy”, 9, 1991, p. 95-129; Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial.-“Mnemosyne”, 32, 1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

И. Д. Рожанский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АНАКСАГОР" в других словарях:

    Анаксагор - Анаксагор, сын Гегесибула (или Евбула), из Клазомен. Он был слушателем Анаксимена. Он первый поставил Ум (noys) выше вещества (hyle), следующим образом начав свое сочинение, написанное слогом приятным и возвышенным: Все, что имеется, было… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    АНАКСАГОР - АНАКСАГОР Ἀναξαγόρας) из Клазомен (500 428 до н. э.), др. греч. философ и ученый, систематизатор основных проблем философии досокра товского периода (см. Досократики), первый крупный мыслитель, постоянно учивший в Афинах. ЖИЗНЬ. А.… … Античная философия

    АНАКСАГОР Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    АНАКСАГОР - (ок. 500 – ок. 428 до н. э.) Греческий философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только фрагменты его главного философского труда «О природе», где выдвигается… … Список древнегреческих имен

    - (Anaxagoras) Анаксагор (Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500 428 до н.э.) Древнегреческий философ. Родился в местечке Клазомен в Малой Азии, в семье богатых и знатных родителей. Не признавал богов и пытался дать естественное объяснение природным… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Анаксагор, Anaksagoras, из Клазомен, ок. 500 ок. 428 гг. до н. э., греческий философ. Работал в Афинах приблизительно с 461 г., был другом Перикла и Еврипида. Обвиненный в безбожии, покинул Афины. Умер в Лампсаке. Сочинение О природе (Peri… … Античные писатели

– были совершенно непримиримы с предположением о существовании двух принципов: движущей силы и чисто пассивного вечного, неизменного вещества. Поэтому нельзя полагать, чтобы мог совершиться сам собой, без внешнего влияния, переход от систем этих философов к системам дуализма – учению, которое признавало наличие в бытии материи , с одной стороны, и духа , с другой, и делало попытку объяснить их взаимодействие. Мы имеем много фактов, заставляющих думать, что дуалистические системы не развились самостоятельно из учений первых ионийских философов, а созданы влиянием италийско-сицилийской философии на ионийскую. В особенности несомненно влияние Эмпедокла .

Первым представителем дуализма в ионийской философии был Анаксагор Клазоменский (500–428 гг. до Р. Х.). Он занимался философиею на родине, переселился в Афины, прожил там несколько десятков лет, был другом великого Перикла , подвергся преследованию со стороны врагов Перикла, обвинявших его в отрицании государственной религии, бежал в Лампсак (431) и через три года умер там (428).

Анаксагор. Фреска в Национальном университете Афин. Авторы - Э. Лебедзицкий и К. Раль, 1888

По учению Анаксагора, первобытная материя не какое‑нибудь одно вещество. Первоначал много; они состоят из мелких, неразрушимых и неизменных, «однородных частиц» – омеомерий (ομοιομερϊ). Анаксагор обозначает словом «омеомерия» собственно однородность частиц, ошибочно мнение, что названием «омеомерий» обозначаются сами эти частицы. Эти первобытные вещества учения Анаксагора совсем не то, что стихии Эмпедокла («земля, вода, огонь, воздух). Анаксагор говорит, что эти стихии Эмпедокла – вещества не однородные (άνομοιομερϊ) и потому не первобытные; каждая из них – смесь разнородных частиц. Стихий-первоначал и, следовательно, видов омеомерий гораздо больше четырёх, и уж тем более они не сводимы к чему-то одному, как считали философы-ионийцы. От атомов Демокрита омеомерии отличаются тем, что последние, по учению Анаксагора, бесконечно делимы, «ибо сколько ни дробить бытие, в небытие его превратить нельзя», «в малом нет наименьшего, но всегда есть меньшее». Между тем, атомы Демокрита дробить нельзя, и само слово «атом» в переводе с греческого означает «неделимое».

Но бытие, по Анаксагору, не сводится лишь к материальным омеомериям. Всё её развитие и жизнь, соединение и разъединение первоначал, создающие видимые нами предметы и перемены в них, производится действием духовной стихии – разума, Нуса (Νους). Этот разум, по учению Анаксагора, – совокупность всех сил природы и вместе с тем он обладает всеведением, всемогуществом и свободою. Он вносит в материю движение, жизнь и порядок. Жизнь и душа проявления этого разума; деятельностью разума в человеке достигается познание истины, а чувственные впечатления обманчивы. Целью жизни должно быть стремление к истине.

При нынешнем развитии естествознания многие из понятий учения Анаксагора о возникновении мира, о форме и природе небесных тел кажутся странными. Он полагает, что земля лежит неподвижно в центре вселенной на воздухе, форма земли – плоский цилиндр, солнце и звезды – раскаленные каменные массы. Согласно Анаксагору, первоначально все первобытные вещества были перемешаны между собою, это был хаос. Разум произвел круговое движение в одной из частей хаотической массы, движение распространялось, охватывало все больше и больше частей её; это расширение продолжается и теперь и будет продолжаться. По учению Анаксагора, оно идёт чрезвычайно быстро, и быстротою его разные вещества разделяются друг от друга, одни направляются вверх, другие вниз; но разделение между веществами происходит не полное. Даже в тех телах, которые кажутся нам совершенно однородными, примешаны к преобладающему веществу маленькие количества всяких других веществ; разница между телами по форме и по качеству состоит в том, что преобладающие в них вещества различны. Таким образом, из одного тела может произойти совершенно иное, хотя основные элементы тел неизменны.

Сочинение Анаксагора «О природе» было написано на ионийском наречии очень простым слогом, не многосложными периодами, а краткими предложениями. Учение Анаксагора имело большое влияние на мыслящих людей его времени, но противоречило народной религии.

Анаксагор. Принцип Анаксагора. Гомеомерия

античная философия диалектика мироздание

Первым крупным афинским философом стал Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.). Он тоже был родом из Малой Азии, там усвоил взгляды Анаксимена из Милета; затем переселился в Афины. Анаксагор, как и большинство древнегреческих мыслителей, занимался не только философией. Он уделял большое внимание математике, астрономии, физике.

Перу Анаксагора принадлежит сочинение с традиционным для того времени названием «О природе», от которого до нас дошло около 20 отрывков. Он тоже искал первоначало, но, в отличие от милетцев, Гераклита и других, это была не одна какая-то стихия или вещество.

Мир казался ему слишком разнообразным, чтобы выводить все из воды, воздуха, апейрона или огня. «Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти - плоть?» Там же, с. 40. - спрашивал Анаксагор. Для него ответ был ясен: это невозможно. Значит, делал вывод Анаксагор, «первоначалами являются мельчайшие частицы волоса, плоти, дерева и всех других вещей. Эти первоначала он назвал «семенами всех вещей», а Аристотель позднее - «гомеомериями» (буквальный перевод - «подобочастные»)» Там же, с. 40..

Каждая гомеомерия - это мельчайшая частица какого-либо вещества: крови, молока, золота, древесины, огня, железа и т.д. Гомеомерии вечны, их невозможно уничтожить. Причем каждая вещь содержит в себе семена всех вещей, Анаксагор выдвигает принцип: «Все во всем». Но каких-то гомеомерий всегда больше, они преобладают в данном предмете, поэтому предмет и становится тем, что он есть. Золото является золотом, потому что в нем преобладают гомеомерии золота, семена всех других вещей присутствуют в золотом кольце в исчезающее малом количестве. Так как гомеомерии вечны, то ничего не возникает заново и не исчезает бесследно: гомеомерии лишь соединяются или распадаются, образуя новые сочетания, новые предметы.

Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора

Первоначальное состояние мира, по Анаксагору, - неподвижная смесь всех гомеомерий. «Все вещи были вперемешку... И пока все было вперемежку, ничто не было ясно различимо» Спиркин, А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2002. - С. 40., - писал Анаксагор. Для того, чтобы возник мир, необходимо было «подтолкнуть» эту смесь, привнести в нее движение.

Такой движущей силой стал Ум (по-гречески - «Нус»). Нус - творец космоса, он движет миром, благодаря ему из хаотичного состояния и возник организованный мир различных вещей. Причем Нус - единственная абсолютно чистая, простая сила, не смешанная ни с чем другим: «Ум - бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо... если бы Он был смешан с чем-нибудь другим, то Он участвовал бы во всех вещах... Эта примесь мешала бы ему, так что Он не мог бы править ни одной вещью столь хорошо, как теперь... Он - тончайшая и чистейшая из всех вещей; Он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу» Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. - М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. - С. 49-50..

Силой Нуса начинается мировое круговращение, во время которого гомеомерии разделяются и соединяются, что приводит к возникновению различных предметов, вещей. Причем холодное, тяжелое, плотное и влажное собирается в центре и из него образуется земля, а горячее, сухое, светлое и легкое устремляется вверх и образуется небо. Вокруг устроенного таким образом мира находится вращающийся эфир. Вращение эфира отрывает от земли камни. Эти камни от трения при вращении возгораются, - так появляются звезды, Луна и даже Солнце. Они не падают на землю вследствие вращения эфира или, как мы сказали бы сегодня, центробежных сил.

Учение Анаксагора очень оригинально. Все его предшественники считали, что число первоначал конечно. Анаксагор впервые предположил, что число начал составляет бесконечное множество материальных элементов, которые приводятся в движение духовной силой - Умом, или Нусом. Но особый интерес у Анаксагора вызывала проблема превращения вещей, переход одного качества в другое. Почему белый и чистый снег при таянии дает мутную воду? Потому что качества жидкого и мутного уже содержались в снеге, хотя качества твердого и белого в нем преобладали. Во всем есть часть всего, - вот основной принцип философии Анаксагора.

Если взгляды Анаксагора еще нельзя назвать ни материалистическими, ни идеалистическими, - с одной стороны, гомеомерии материальны, с другой - Ум-Нус является вечным духовным началом космоса, - то натурфилософию Демокрита(ок. 460 - ок. 370 до н.э.) мы уже с полным правом можем назвать материалистической.

Анаксагор (500 - 428 до н. Н.э.) родился в Клазоменах. Когда ему исполнилось 20 лет, он перебрался в Афины, где прожил более 30 лет своей жизни, посвятив их философии. Обвиненный в 428 г. до н. е. судом как безбожник, перебрался в г. Лампсаку, где и закончил свою жизнь. Из трудов Анаксагора до нас дошли лишь фрагменты первой части книги "О природе".

В учении о бытии Анаксагор исходил из позиции стихийного материализма, но оно в значительной степени отличалось от его предшественников, представителей милетской и элейской школ, Гераклита. Если ответ на вопрос о сущности бытия, первооснову мира они искали в подведении многообразия мира под определенный вид материи, то Анаксагор видел ее в признании основой всех вещей бесконечной массы материальных частиц, которые отличаются между собой. Эти частицы он называл "семенами вещей" (подобные частицы - гомеомерии).

Сама материя рассматривалась Анаксагором как вечная, нестворювана и неуничтожима, и, опять же, в отличие от Эмпедокла, качественно дифференцирована. По признанию последнего, Анаксагору удалось приблизиться к решению двух важных проблем, которые были непреодолимым препятствием для его предшественников, в частности элейцы. Это проблемы соотношения единого и множества (качественной многообразия) сущего и признание определенных изменений (возникновение и упадок) при неизменности и вечности бытия. Первую проблему он решал качественной определенностью семена вещей, вторую - введением положения о том, что семена вещей содержится в разных вещах, а потому они могут переходить в другие, соединяться или разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, или как уничтожение, упадок.

Организацию космоса, образования конкретных вещей Анаксагор рассматривал как закономерный процесс, который чем-то напоминает развитие живого организма. Уже с самого начала в семенах вещей "в общей совокупности заложены все вещи". Находясь в одном зародыше, они развиваются одна из другой, сначала незаметны из-за малой величины "подибнородних частиц", затем разрастаются и постепенно разъединяются. Относительно возникновения живых существ: по мнению Анаксагора, они порождаются во влажной земле благодаря сочетанию семена вещей, которое упало, с каплями дождя, прохождению общих стадий развития, приведенных выше.

Человека Анаксагор считал наиболее разумным живым существом, поскольку она имеет больше органов чувств и руки. Однако при объяснении процесса развития Анаксагор наткнулся на ряд трудностей. Ведь согласно его точке зрения именно семена вещей является инертным, неподвижным, и, чтобы привести их в движение, должна быть причина. Как такую причину семена вещей, как и причины всех вещей вообще, Анаксагор вводит духотворчий принцип упорядочения материального мира, который он называет нус - ум. Разум чище и тоньше всех вещей, ни с чем не смешивается, существует сам по себе и для себя, обладает полным знанием всего, благодаря чему и возникает той причиной, которая обеспечивает порядок, закономерность существования вещей и мира.

Анаксагор был принципиальным сторонником утверждения возможности познания человеком окружающего мира. Основой познания он считал чувственное познание, но не абсолютизировал его. Осознавая, что из-за своей слабости органы чувств не всегда могут быть надежными свидетелями на пути достижения истины, Анаксагор указывал на необходимость корректировки чувственного знания, где только с помощью разума, связанного с чувствами, можно получить "мудрость о окружающий мир", поскольку и "видение неявного есть явное".

Учение Анаксагора было значительным шагом по сравнению с материализмом ионийских философов и метафизическим материализмом элейцы, а его концепция гомеомерий подготовила почву для атомизма, основателем которого был Левкипп, а наиболее выдающимся представителем досократовской философской мысли - Демокрит, последний досократиков, который обобщил все предыдущие знания о природе и нашел наиболее удачное монистическая решения проблем, поставленных поступательным развитием философской мысли.